Как российская экономика обошлась без Путина

Судя по данным Росстата, она и без реформ растет быстрее своего потенциала

Потенциал восстановительного роста экономики после кризиса исчерпан, говорил в марте 2018 г. премьер Дмитрий Медведев: в 2017 г. ВВП вырос на 1,5% (впоследствии Росстат повысил оценку до 1,6%), а чтобы расти быстрее, нужны «нестандартные решения». Потенциал роста экономики – 1,5–2%, для ускорения нужны структурные реформы, писал и ЦБ. Для обещанного Владимиром Путиным экономического прорыва правительство разработало национальные проекты в сфере демографии, здравоохранения, образования, развития инфраструктуры, экспорта и др. Чтобы их профинансировать и обеспечить экономику рабочими руками, анонсировали два крайне непопулярных повышения: ставки НДС с 18 до 20% и пенсионного возраста.

А стоило ли анонсировать и ронять уровень доверия к Путину до 13-летнего минимума (по данным ВЦИОМа)? Ведь, судя по первой оценке Росстата, ВВП еще в прошлом году безо всяких реформ преодолел потолок потенциального роста, увеличившись на 2,3% – максимальными темпами с 2012 г.

Еще в ноябре 2018 г. самые оптимистичные из аналитиков оценивали рост экономики по итогам года в 1,9%, а консенсус-прогноз составлял 1,8%. Аналогичными были оценки Всемирного банка и Минэкономразвития, Международного валютного фонда – скромнее: 1,7%. ЦБ оставался верен своему прогнозному диапазону 1,5–2%.

Однако стали происходить удивительные вещи. В ноябре Росстат обнаружил в III квартале 2018 г. рывок инвестиций до 5,2% в годовом выражении с 2,8% кварталом ранее. В январе 2019 г. он пересмотрел оценку роста строительства, превратив 0,5%-ный рост по итогам 11 месяцев 2018 г. в рекордный за десятилетие по итогам всего года. С учетом этого внезапного «строительного бума» экономисты повысили оценки роста ВВП в истекшем году до 2–2,1%, Минэкономразвития – до 2%, заявив, что «бум» был связан с инвестициями и строительством в Ямало-Ненецком автономном округе (предположительно речь о проекте «Ямал СПГ»).

Но реальность – если понимать под таковой данные Росстата – превзошла даже эти скорректированные ожидания: оказалось, экономика в 2018 г. выросла на целых 2,3%. При этом доля инвестиций в ВВП в постоянных ценах достигла 23%, писала в аналитической записке главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Что помимо строительства в России выросло, обеспечив ВВП еще 0,2–0,3 процентного пункта роста, опрошенные «Ведомостями» экономисты объяснить затруднились. Не совсем понятно, откуда вообще взялось ускорение на 0,7 п. п. по сравнению с 2017 г., замечает замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников: по его собственной оценке, ВВП замедлился на 0,4 п. п. И данные компаний, и данные по спросу населения говорят о том, что ситуация в экономике сложная, и что никакого роста на 2,3% нет, настаивает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.

Интересно, объяснит ли Минэкономразвития очередной статистический феномен, зафиксированный подчиненным ему Росстатом. Пока непонятно, то ли статистическая служба получает некачественные первичные данные, то ли считает их неправильно, то ли стала считать слишком «правильно», то ли экономисты, в том числе профильного министерства, недостаточно хорошо прогнозируют.

Структурные реформы экономике, конечно же, нужны. Но если она будет «ускоряться» и без них, как убеждать людей в необходимости увеличения налогов или повышения пенсионного возраста? Может, тогда ВВП и без участия населения и бизнеса ускорится до среднемировых 3% и выше?