Выгоды и подводные камни амнистии капиталов

Юристы Андрей Гольцблат и Алла Зверькова о результатах прошедших и прогнозах предстоящей амнистии

6 февраля 2019 г. президент Владимир Путин предложил снова продлить минимум на год амнистию капиталов. Это будет уже амнистия 3.0: как и раньше, ее цель – создание условий для легализации бизнеса и сокращения теневой экономики, а также репатриации капитала и увеличения инвестиций в российскую экономику – хотя бы за счет капиталов, происхождение которых не позволяет без применения механизма амнистии «показать» их в России, либо принадлежащих тем людям, чьи активы не хотят видеть западные финансовые институты. Успешными ли были две первые кампании и стоит ли дожидаться третьей?

Первая амнистия капиталов – амнистия 1.0 – проводилась в России с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г. (фактически до 31 декабря 2015 г., но затем срок был продлен еще на полгода). Первоначальный вариант амнистии требовал репатриации имущества, находящегося в странах, не обменивающихся информацией с Россией, но впоследствии требование о репатриации было отменено. Согласно заявлениям официальных лиц ФНС в прессе, в рамках первого этапа декларирования было подано порядка 7200 специальных деклараций, что не оправдало ожиданий законодателей (официальные итоги не раскрывались).

Довольно сложно оценить, много это или мало. Если сравнивать с общим числом налогоплательщиков, то, безусловно, очень мало. С другой стороны, наверное, правильно будет считать не всех россиян, а только имеющих существенные активы за рубежом, использующих иностранные корпоративные структуры и иностранные счета – это должны быть как минимум долларовые миллионеры, число которых, по различным неофициальным оценкам, составляет порядка 100 000–150 000 человек. Это и есть «целевая аудитория» амнистии.

Год назад по поручению президента первая амнистия капиталов была продлена на период с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г. Условия второго этапа декларирования повторяли условия первого этапа с некоторыми изменениями в пользу декларанта.

Так, в частности, амнистия 2.0 давала физлицам возможность добровольно задекларировать недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги, счета в иностранных банках и контролируемые иностранные компании (КИК), что освобождало их от налоговой, административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, а также за неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле в отношении указанных в декларации имущества (источников его приобретения), банковских счетов и КИК. Декларантом могло быть любое физлицо, ограничения в отношении гражданства и налогового резидентства отсутствовали. Эта амнистия распространяется на деяния, совершенные до 1 января 2018 г., за исключением нарушений валютного законодательства: по таким нарушениям амнистия покрывает период по дату подачи специальной декларации.

Кроме того, налогоплательщики освобождаются от взыскания налогов, связанных с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом или КИК, а также с зачислением средств на иностранные счета, указанные в специальной декларации (за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и имущества КИК), если обязанность по уплате налога возникла до 1 января 2018 г.

Официальных данных по количеству поданных специальных деклараций в рамках амнистии 2.0 пока нет. Однако как юридическая фирма мы видим значительное увеличение интереса к декларированию со стороны наших клиентов.

В числе причин роста такого интереса мы можем назвать присоединение России к международному автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, первый массив данных по которому был уже получен ФНС в конце 2018 г. Причем такой обмен предполагает получение Россией информации не только по личным счетам российских налоговых резидентов в иностранных банках, но и по счетам компаний, бенефициарами (контролирующими лицами) которых являются налоговые резиденты России. В условиях глобальной информационной прозрачности и международного сотрудничества в этой сфере сокрытие зарубежных активов легальным путем становится практически невозможным.

Амнистии 1.0 и 2.0 должны были снять психологический барьер, связанный с историческим недоверием граждан к российскому государству. Сегодня неизвестны случаи, когда ФНС нарушила бы свои обязательства в части режима конфиденциальности полученной по амнистии информации. Это важно: многие опасались вопросов со стороны правоохранительных органов, но первый и второй этапы амнистии пока не подтвердили эти опасения. Специальные декларации передаются на централизованное хранение в ФНС, а содержащиеся в них сведения составляют налоговую тайну. Другие госорганы не вправе получить к ним доступ, а специальная декларация и приложенные к ней документы могут быть истребованы только по запросу самого декларанта.

Предоставление гарантий не зависит от того, представлены ли декларантом сведения обо всех объектах, которые могут быть задекларированы по амнистии, или только об их части, как и от того, предоставлена ли декларантом информация об источниках приобретения декларируемого имущества.

Факт представления декларации, а также содержащиеся в ней сведения не могут быть использованы в качестве основания для возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном или налоговом правонарушении. Они также не могут быть использованы в качестве доказательства в рамках таких дел, за исключением случая, когда декларант сам просит приобщить их. Но важно помнить, что подача специальной декларации освобождает от ответственности при условии, что на дату ее представления не возбуждено уголовное дело или не начато производство по делу об административном или налоговом правонарушении.

В числе факторов, способствующих принятию решения о раскрытии, стоит упомянуть также неблагоприятную международную обстановку, санкции, сложности, возникающие у российских клиентов иностранных банков, которые все чаще сталкиваются с требованиями этих банков подтвердить законность происхождения средств, зачисленных на их счета, а также выполнение обязанностей по декларированию счетов в России и уплате налогов в отношении активов, хранящихся на иностранных счетах. В итоге мы видим все больше стимулов для людей, десятилетиями скрывавших свои зарубежные активы, «узаконить» свои отношения с государством.

Однако у амнистии есть и свои подводные камни. По амнистии можно задекларировать лишь ограниченный перечень активов, куда не входят нематериальные активы, долговые обязательства, предметы искусства и наличные деньги. Нельзя задекларировать и имущество, уже не принадлежащее декларанту. Кроме того, амнистия не распространяется на такие популярные «предпринимательские» статьи УК, как мошенничество или легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Последний день амнистии 2.0 – 28 февраля 2019 г., т. е. фактически осталось несколько дней. И, на наш взгляд, тем, кто в принципе решил воспользоваться амнистией, будет правильно сделать это сейчас, во вторую амнистию, по нашему мнению наиболее комфортную для налогоплательщиков.

Почему есть смысл поспешить? Как следует из заявления президента, условия третьей амнистии будут жестче, чем у второй. Дополнительными обязательными условиями будет перевод денежных средств в Россию с декларируемых счетов (чего не требовалось по амнистии 2.0), а в случае бизнеса – его регистрация в «районах с особыми правовыми условиями» (имеются в виду специальные административные районы – САРы). Кроме того, президент считает целесообразным освободить от НДФЛ прибыль КИК сроком на один год для физлиц, которые станут налоговыми резидентами России в 2019 г. И если перевод денежных средств с «амнистированных» счетов в Россию для многих будет приемлемым (к тому же российское законодательство никоим образом не запрещает перевод средств с российских счетов на иностранные счета, уведомления об открытии которых поданы в налоговые органы), то условие о редомициляции КИКов в САРы для большинства бенефициаров может оказаться нецелесообразным либо невыполнимым в силу отсутствия правовой возможности для такого действия в стране текущей регистрации КИКа.

Кроме того, практически все бенефициары – налоговые резиденты России свои КИКи уже задекларировали и соответствующим образом выстроили и оптимизировали бизнес-модели. Что-то вновь менять для многих, наверное, не будет иметь большого смысла.