Собор парижской солидарности

Реакция на пожар в Нотр-Дам-де-Пари показала, что слухи о смерти старой Европы оказались преувеличенными

Мрачное пророчество Виктора Гюго из предисловия романа «Собор Парижской Богоматери» («Самый собор, быть может, вскоре исчезнет с лица земли»), к счастью, не сбылось. Памятник французской средневековой готики (возведение началось в XII в.), один из символов Парижа и европейской культуры, Нотр-Дам-де-Пари выстоял в 15-часовом пожаре, лишившись шпиля и крыши. Но огонь пощадил многие шедевры, в том числе большинство витражей, поврежденный огнем орган подлежит восстановлению, часть реликвий мирового уровня по стечению обстоятельств вывезли из собора незадолго до пожара. Всего, по предварительным оценкам, утрачено от 5 до 10% предметов внутреннего убранства, пишет Figaro. Впрочем, масштаб случившегося не следует и преуменьшать: потребуются годы кропотливых реставрационных работ.

Реакция на пожар (по счастью, обошлось без человеческих жертв) ярко отразила состояние умов во многих странах мира. Слезы парижан и туристов, воспринявших пожар как личную трагедию, и тональность большинства откликов в социальных сетях продемонстрировали, что катастрофы такого рода способны будить в людях чувство единения перед лицом общей беды, ощущение уязвимости столь дорогих для общей и частной истории объектов мирового культурного наследия. Даже заядлые антизападники в России горевали о возможной утрате и за редким исключением не опускались до откровенного злорадства.

На фоне масштаба произошедшего показательна умеренная реакция французов. Французские СМИ, не отличающиеся любовью к госслужащим, не требуют немедленно найти и покарать виновников возгорания (его причины еще предстоит установить) или пожарных, чьи действия поначалу многими были восприняты как нерасторопность. Борьба с огнем велась с применением современной техники: дронов с тепловыми датчиками, выявлявшими очаги горения, робота-разведчика. Тушить пожар с применением сил пожарной авиации оказалось невозможно из-за риска повреждения каменных стен.

О том, какое место занимал собор в сердцах людей со всего мира, свидетельствует скорость сбора пожертвований на восстановление Нотр-Дама. Сбор средств на реставрацию начался утром вторника, вскоре после того, как пожар был потушен. А уже к вечеру вторника было собрано более 700 млн евро, среди жертвователей – крупнейшие французские компании, городские и региональные бюджеты. Можно ожидать и значительного потока частных пожертвований: по данным опроса на сайте Figaro, перечислить средства готовы 77% читателей газеты. Вряд ли останутся в стороне иностранные жертвователи и волонтеры. Человечество научилось восстанавливать памятники, пострадавшие от огня, стихийных бедствий и войн (венецианский театр La Fenice, дворец Виндзоров, собор в Реймсе, ансамбли Дрездена и Кельна). Реставрация Нотр-Дама будет сложной и долгой, но слухи о гибели старой Европы и ее ценностей снова оказались преувеличенными.