Почему россияне опасаются перехода на четырехдневную рабочую неделю

Они боятся снижения зарплаты и неизвестности отдыха

Россияне опасаются вероятного сокращения рабочего времени – их пугливость продиктована особенностями отечественного рынка труда и недоверием к любым правительственным реформам, которые часто воспринимаются как покушение бюрократии на личное благосостояние людей.

Председатель правительства Дмитрий Медведев обещал россиянам в обозримом будущем переход к четырехдневной рабочей неделе. Выступая на Международной конференции труда в Женеве, он предположил, что технологический прогресс приведет к уменьшению рабочего времени и расширению досуга. «Вероятно, будущее за четырехдневной рабочей неделей как новой основой социально-трудового контракта», – резюмировал Медведев.

Сокращение рабочей недели и (или) рабочего дня давно обсуждается и в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и в отдельных государствах – и вызывает скорее благожелательную реакцию работников. По данным опроса YouGov, переход к четырехдневной рабочей неделе поддерживают 65% финнов, по 63% англичан и шведов, 54% немцев, 51% французов. В меньшинстве (47%) сторонники сокращения недели оказались в Норвегии – возможно, норвежцам и так хватает времени на отдых. По данным ОЭСР, они работают 33,8 часа в неделю, на 2–2,5 часа меньше, чем в Великобритании, Франции и Швеции, и на полчаса меньше, чем в Германии. Впрочем, разница рабочего времени за год существенно меньше за счет продолжительности отпусков.

Иная ситуация в России: по данным июньского опроса ВЦИОМа, переход к четырехдневной неделе не поддерживают 48% опрошенных, поддерживают – 29%, 17% к нему равнодушны. Уровень поддержки идеи сокращения рабочей недели выше среди респондентов 25–34 лет (39% за, 36% против, 23% все равно), среди молодежи до 24 лет относительное большинство (35%) не решило, какую идею поддержать. Парадокс, что наиболее трудоспособные категории россиян предпочли бы больше отдыхать, а пожилые респонденты, чье состояние здоровья часто оставляет желать лучшего, опасаются сокращения рабочего времени, объясняется как экономическими, так и психологическими факторами.

Россияне и так работают дольше многих в мире: по данным Росстата, в среднем 37,9 часа в неделю в 2018 г. За год (1980 часов по данным ОЭСР) россияне работают дольше, чем считающиеся трудоголиками японцы и американцы (1710 и 1780 часов), но меньше, чем корейцы (2025 часов). Дело в структуре экономики России, где низка доля удаленной занятости и высокотехнологических рабочих мест. Низкая производительность труда и его скромная оплата вынуждает многих работать сверхурочно. После серии экономических кризисов и из-за особенностей отечественного рынка труда сокращение рабочего времени воспринимается как признак неурядиц и угроза снижения заработка. Его объявление – после пенсионной реформы – автором крылатой фразы «Денег нет, но вы держитесь» порождает новые опасения, особенно у людей старшего возраста.