Кто разработает регуляторную гильотину

Юрист Дарья Кузнецова и социолог Кирилл Титаев о важности вовлечения в конструирование регуляторной реформы тех, кого она непосредственно затронет

Наступающий 2020 год дает российскому бизнесу шанс. Но, чтобы им воспользоваться, потребуются заметные усилия. Речь идет о реализации «регуляторной гильотины». Кажется, что это задача чиновников. Но именно представители самых разных отраслей экономики – от добывающей промышленности до школьного образования – должны активно включиться в работу 41 отраслевой рабочей группы, а также экспертных подгрупп правительственной подкомиссии по гильотине. Иначе ситуация не только не изменится к лучшему, но может стать хуже.

2019 год прошел в обсуждениях регуляторной гильотины. И очень часто высказывания высокопоставленных лиц напоминали апокрифический лозунг солдат – участников восстания декабристов: «За Константина и жену его Конституцию». Ключевым моментом в гильотине часто кажется отмена существующих норм. Формально это так: именно отмена с 1 января 2021 г. всех правил, принятых до 1 января 2020 г., является итогом реформы. Однако такая отмена происходит автоматически и поэтому не требует никаких усилий. Поэтому не нужно составлять списки требований, которые абсурдны сами по себе или какие-то перечни для гильотинирования. Главная задача 2020 г. – принять новое регулирование, которое и будет действовать с 2021 г. и до следующей гильотины. Таким образом, гильотина не про отмену плохого, а про поиск и оставление нужного или написание нового регулирования.

Как и любую другую реформу на взлете, регуляторную гильотину сопровождает множество разговоров и ожиданий. Но если обычно общество скептически обсуждает вопрос «а вдруг не получится?», то в этом случае, кажется, всех больше занимает вопрос «а если вдруг получится?». К 2021 г. регуляторы должны подойти с новой нормативно-правовой базой. По этим новым правилам нам всем предстоит жить в будущем. Поэтому важно, кто и как их напишет. В совокупности с изменением правил проведения контроля на кону серьезные ставки.

Масштабная по замыслу и сложная по реализации задумка законодателей уже сталкивается и еще не раз столкнется с препятствиями. На формирование новой нормативно-правовой базы у органов власти есть всего лишь год. Реформаторы в правительстве и 39 федеральных ведомствах, участвующих в регуляторной гильотине, не смогут качественно выполнить такой объем работы за такой небольшой срок самостоятельно.

К настоящему моменту большая часть работы проделана внутри органов власти. Мы уже рассказывали о возможных тактиках саботажа реформы со стороны регуляторов (см. «Ведомости» от 10.04.2019). Авторами регулирования могут стать люди, которые не понимают смысла гильотины и не разделяют ее ценностей. Поэтому есть риск, что новые правила окажутся наскоро переписанными старыми. Другой риск заключается в том, что будут созданы совсем новые, недостаточно детально продуманные правила, которые будут даже вреднее неидеальных, но уже привычных старых.

Но есть и другие участники процесса, которые должны уже сейчас активно включиться в работу. Наши подсчеты показывают, что 66% участников рабочих групп по гильотине – это представители бизнеса или отраслевых объединений. Теперь ответственность за результаты реформы лежит и на деловом сообществе.

2019 год показал, что, несмотря на сложности обсуждений, позитивные примеры активного участия представителей отрасли в создании нового регулирования есть. К примеру, после череды споров рестораторов с одним из самых активных контрольных ведомств – Роспотребнадзором – и обсуждений высоты омлета в сантиметрах Минэкономразвития совместно с отраслью разработало проект «белой книги индустрии гостеприимства». Планируется, что проект, несмотря на рекомендательный характер, должен продемонстрировать новый подход к регулированию в противовес устаревшим, хоть и обновляемым стандартам.

Результаты внедрения такого регулирования, как и результаты реформы, – это вопрос будущего. Вопрос настоящего – кто в действительности готов добиться результата и эффективного взаимодействия. Пусть каждому коммерсанту невозможно участвовать непосредственно в написании новых правил, но отслеживать изменения, реагировать и привлекать внимание к работе регуляторной гильотины – выполнимая задача. Заниматься этим нужно уже сейчас. Новогодние праздники – подходящее время для того, чтобы разобраться в возможностях реформы, подвести итоги работы в прошлом году и составить план работы в следующем. Принять участие в работе одной из отраслевых рабочих групп, отслеживать судьбу своего комментария на сайте regulation.gov.ru или найти другую форму активности – вопрос вкуса. Участвовать в общественном контроле реформы или пустить все на самотек – вопрос ответственности.

Чтобы эффективно включиться в работу по созданию новых правил игры, важно помнить три вещи. Во-первых, когда говорят о регуляторном бремени, часто вспоминают только о бизнесе, забывая о секторе производства общественных благ – образовании, здравоохранении и т. д. В этом секторе регуляторное бремя существенно выше и влияет на каждого из нас: это на нашего ребенка учитель или доктор потратит меньше времени, заполняя абсурдные бумаги. Во-вторых, нужно быть очень внимательным не только к привычным регуляторам, но и ко всем остальным – новый дизайн регулирования может привести контролеров в те сферы, где их никогда не было. Например, если сегодня ваш основной контрагент – это Росприроднадзор, то есть риски, что по новым правилам в вашей отрасли появятся драконовские требования со стороны Роструда. Поэтому нужно внимательно следить не только за привычными контрольно-надзорными органами. Наконец, в-третьих, перспектива замены в сфере гостеприимства СанПиНов на «белую книгу» показывает, что у нас есть уникальная возможность поменять не просто набор требований, но сам формат регулирования.

Авторы — младший научный сотрудник Института проблем правоприменения, ассоциированный профессор социологии права им. С. А. Муромцева Европейского университета в Санкт-Петербурге