Как превратить страйкбол в терроризм

Суровые приговоры на основе самооговоров под пытками ничего не говорят об эффективности борьбы с терроризмом – только о жестокости спецслужб

Суровые приговоры, вынесенные судами на основании выбитых пытками самооговоров, ничего не говорят об эффективности борьбы с терроризмом в стране, свидетельствуя лишь об антигуманизме и жестокости российских силовиков. Слушая отчеты ФСБ о пресеченных терактах и выявленных террористах, нельзя не принимать во внимание методы, которыми делается такая статистика.

Процесс по делу «Сети» (запрещена в России) в Пензе завершился 10 февраля суровым даже для показательного суда приговором. Всех семерых подсудимых Приволжский окружной военный суд признал виновными по ст. 205.4 Уголовного кодекса (участие в террористическом сообществе) и приговорил к срокам от 6 до 18 лет лишения свободы. Назначенное судом наказание совпало со сроками, которые требовало обвинение.

По версии ФСБ, которая вела следствие, «Сеть» была создана как террористическое сообщество с целью захвата власти, а ее участники маскировали подготовку к перевороту под игру в страйкбол. Обвинение основывалось во многом на признательных показаниях некоторых обвиняемых, которые впоследствии от них отказались, заявив, что оговорили себя и других фигурантов после избиений и пыток электрошокером (травмы и ожоги были зафиксированы врачами и правозащитниками). Вины в создании террористического сообщества подсудимые не признали. Еще в 2018 г. совет по правам человека просил Владимира Путина разобраться с жалобами фигурантов дела «Сети» на пытки, но ни одной из них СКР хода не дал.

Дело «Сети» впечатляет не только пытками, но и суровым приговором. По данным судебного департамента при Верховном суде, в 2018 г. наиболее частым (около 27% приговоров) для осужденных по «террористическим» статьям 205–205.5 УК был срок от 5 до 8 лет, 22% получили от 3 до 5 лет и только 17% – от 10 до 20 лет.

Пытки, физическое и психологическое насилие, провокации и фальсификации – все ради признания вины и сурового приговора – могут служить эффективным способом зарабатывания «палок» в статистической отчетности силовиков. Директор ФСБ Александр Бортников ежегодно отчитывается об успехах ведомства: в 2017 г. он заявил о раскрытии 56 террористических ячеек, в 2018 г. – 37, в 2019 г. – 78. Эти данные сложно проверить, как и понять, какими методами были раскрыты такого рода преступления – и действительно ли это были террористы, а не игравшие в страйкбол молодые люди. О том, как работают силовики по таким делам, общество больше знает по громким процессам вроде дела «Сети» или вышедшего на финишную прямую «экстремистского» дела «Нового величия», где важную роль, как указывают фигуранты дела и многие свидетели, сыграл, очевидно, провокатор из правоохранительных органов. Борьба с терроризмом – это важнейшее дело спецслужб, но если в основе успеха лежат провокации и самооговоры под пытками, то реальная цена таких успехов ничтожна.