Авто против автобуса

Две трети россиян пользуются личным автомобилем, и непохоже, что их доля сократится: такси, каршеринг и общественный транспорт не всегда могут его заменить

Россияне не спешат отказываться от личных автомобилей, но не потому, что держатся за повышенный социальный статус: заменить личный автотранспорт чем-то аналогичным по удобству можно не всегда и не везде.

Стоимость владения личным автомобилем увеличивается из года в год – растут транспортный налог и штрафы, дорожают бензин, парковка, да и сами автомобили. Но из опроса UBS Evidence Lab, проведенного во всех федеральных округах России, следует, что две трети россиян регулярно пользуются сейчас личным автомобилем и, похоже, эта доля существенно не изменится в ближайшем будущем. Лишь 28% респондентов не собираются покупать собственное авто в будущем, из них только 7% заявили, что скорее будут использовать сервисы вроде такси и каршеринга, чем личную машину. Остальные объяснили отсутствие планов покупки авто неумением водить (55%), использованием общественного транспорта (47%) или дороговизной автомобилей (38%).

Как альтернативу личному автомобилю в последние годы власти продвигают общественный транспорт, такси и каршеринг. Рынок такси бурно развивается, поездки становятся все доступнее. То же и с каршерингом: в 2019 г. сервис был доступен более чем в 20 городах, но если в Москве в городской системе каршеринга на конец года было уже более 30 000 автомобилей, то в остальных регионах, по разным оценкам, 3500–4500. Этого явно недостаточно, чтобы миллионы автомобилистов в принципе учитывали их в своих планах (в России в личном владении порядка 40 млн легковых машин, следует из данных «Автостата»).

Массово конкурировать с личным авто может лишь общественный транспорт, но, по данным Росстата, перевозки на городском общественном транспорте в России с начала нулевых резко сократились – с 44,9 млрд перевезенных пассажиров в 2000 г. до 18,5 млрд в 2017 г., сильнее всего – перевозки трамвайные и троллейбусные. По данным Росстата, в растущей Москве, где мэрия особенно настойчиво пытается пересадить горожан с авто на общественный транспорт, перевозки пассажиров городским общественным транспортом, включая метро, выросли, но символически: 4,12 млрд в 2010 г. против 4,15 млрд в 2018 г. (у московского дептранса данные другие – с 2010 по 2019 г. плюс 600 млн поездок, 5,7 млрд). При этом больше всего личных автомобилей на 1000 человек не в столице (Москва восьмая), а в регионах: Самаре, Краснодаре, Петербурге, Воронеже (данные «Автостата»).

В такой ситуации личный автомобиль далеко не всегда роскошь, символ статуса или сопротивления властям, а по-прежнему необходимость. Да, альтернативные автомобилю способы передвижения многими востребованы, они заметно повлияли на повседневные практики горожан, но полностью заменить авто пока не смогли. Но и власти больших городов, в первую очередь Москвы, похоже, не собираются сдаваться, а значит, платить за владение своей машиной горожанам придется еще больше.