Кто считает предпринимателей жуликами

Путин сохранил советские представления о сущности малого бизнеса, но абсолютное большинство россиян с ним не согласны

20 лет руководства страной и сотни заявлений о важной роли бизнеса в развитии России не изменили отношения Владимира Путина к предпринимателям: в глубине души он считает их по-советски жуликами и не видит необходимости это скрывать. Однако отсылка к мнению народа тут едва ли уместна: большинство россиян относится к малому и среднему бизнесу положительно.

Считать бизнесменов «жуликами по определению» есть «определенные основания», рассказал Путин в очередной серии большого интервью ТАСС: в 2000-е «весь так называемый малый бизнес» в России был связан с торговлей. Сейчас, по словам Путина, государство «заставляет» крупные, особенно государственные, компании обеспечивать заказ для малых предприятий, что меняет структуру малого бизнеса: теперь это «не только какие-то там киоски и палатки», есть уже научный, производственный и высокотехнологичный малый бизнес. На вопрос интервьюера, правильно ли он понял, что «торгаш – жулик», Путин заявил, что в сознании народа – да. Уточнив, что и он «часть этого народа»: «Если по-честному сказать, мы все так думаем».

Не то чтобы Путин публично сказал что-то принципиально новое. В 2018 г., обращаясь к молодежи на форуме «Проектория», он призвал идти в бизнес не ради «заколачивания бабок». А в 2013 г., комментируя дело «Кировлеса» накануне приговора Алексею Навальному, сказал, что если «кто-то» борется с коррупцией, то «это не значит, что ему самому позволено воровать». Суд признал Навального виновным, реальный срок был после протестов заменен на условный. Дело «Кировлеса» вообще можно считать для Путина показательным: продавал лес дороже, чем покупал, – все, жулик и вор. Другое дело, что и государство – бюрократы, правоохранители, контролеры – предпочитает считать бизнесменов заведомо нечестными.

Такое отношение к бизнесу органическое для президента, полагает экономист Евгений Гонтмахер: Путин сформировался в позднесоветское время с его отношением к предпринимателям как к спекулянтам, возможно, свою роль сыграл и его личный опыт руководства комитетом по внешним связям мэрии Петербурга. Выходит, 20 лет руководства страной с рыночной экономикой не смогли перебить в нем глубинного недоверия к предпринимательству. На этом фоне все многочисленные президентские заявления о важности бизнеса в обновлении экономики, необходимости поощрять предпринимательскую инициативу, снижать давление на бизнес и проч. звучат издевательски – но все эти слова предпринимателям наверняка придется услышать от Путина еще много раз.

Но Путин ошибается, полагая, что народ солидарен с ним в этом вопросе. Доля положительно относящихся к малому и среднему бизнесу россиян, как показывают опросы ВЦИОМа, стабильно велика и растет: в 2009 г. так считало 79% опрошенных, в 2019 г. – 89%. Но в их глазах предпринимательство – рискованное занятие, в том числе из-за политики государства: мешают высокие налоги (25%), бюрократия (22%), коррупция (9%), давление властей (5%). Но с этим народом президент, похоже, не знаком.