Почему десятки тысяч компаний лишились государственной поддержки

Отбор наиболее пострадавших компаний оказался слишком формальным

Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила список из 39 отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции: авиа- и автоперевозки, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная и туристическая деятельность, спорт, гостиничный бизнес, общественное питание, предоставление бытовых услуг населению и др.

Малые и средние компании из перечня пострадавших отраслей получили отсрочку в уплате налогов (за исключением НДС) и по страховым взносам, в погашении кредитов и арендных платежей. Более того, им полностью спишут налоги, кроме НДС, и взносы за II квартал. На помощь малому и среднему бизнесу из пострадавших отраслей правительство выделило из резервного фонда более 81,1 млрд руб. Всего поддержка экономики оценивается в 2,1 трлн руб.

Однако опрос Центра стратегических разработок показал: на 75% респондентов (компаний) господдержка не распространяется по формальным основаниям, хотя большинству из них она нужна. Многие предприятия, которые имеют право на получение господдержки, получили отказ. Помощью от государства смогли воспользоваться только 10% опрошенных компаний.

Одна из причин – путаница с кодами ОКВЭД. Разберемся, почему она возникла.

Путаница и странные решения

Чтобы получить первоочередную адресную поддержку от государства, организации и индивидуальные предприниматели должны быть заняты в наиболее пострадавших от коронакризиса отраслях (п. 2 постановления правительства от 2.04.2020 № 409). Вид деятельности определяют по основному коду ОКВЭД, который берут из ЕГРЮЛа.

Изначально коды ОКВЭД играли чисто статистическую роль, какого-либо жесткого регламента по ним не было. Налоговики не следили, чтобы эти коды у компаний и ИП соответствовали той деятельности, которую они ведут фактически. За нестыковки не наказывали. Поэтому предприниматели, открывая новые предприятия, старались включить в перечень максимум видов деятельности – для широты маневра. В качестве основного указывали код той деятельности, которая была профильной в начале бизнеса. А когда переходили к другому бизнесу, код менять забывали.

Отсюда появились организации и ИП, у которых фактически основная деятельность пострадала от коронавируса, но в ЕГРЮЛе код этой деятельности указан в качестве дополнительного или не указан вовсе. Они на господдержку претендовать не могут.

Не смогли претендовать на господдержку и те компании, деятельность которых может интерпретироваться по-разному, т. е. имеет смешанный или пограничный характер. Например, гостиницы могут иметь в ЕГРЮЛе код ОКВЭД 55 («Деятельность гостиниц и ресторанов») или код ОКВЭД 68.3 («Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе»). Но код 55 (28 500 компаний) попал в перечень, а 68.3 (26 000 компаний) – нет. 

Стоматологические клиники имеют код ОКВЭД 86.23 («Стоматологическая практика»), код ОКВЭД 86.21 («Общая врачебная практика») или код ОКВЭД 86.22 («Специальная врачебная практика») – а в перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей попал только код 86.23 (25 000 компаний), а 86.21 (16 400) и 86.22 (около 1000) – нет.

Очень сложно объяснить, почему в правительственный список вошел код 85.41 («Образование дополнительное детей и взрослых») и код 88.91 («Предоставление услуг по дневному уходу за детьми») – около 23 000 компаний – и не вошел код 85.11 («Образование дошкольное») – 54 000 компаний, хотя лицензию на образовательную деятельность возможно получить только с ним.

Трехзначные коды

С 11 июля 2016 г. налоговые органы стали автоматически перекодировать виды бизнеса в ЕГРЮЛе: менять коды старого ОКВЭД на коды нового классификатора ОКВЭД2. В некоторых случаях детализированные четырех- и пятизначные коды заменяли на обобщенные трехзначные. Изменения носили чисто технический, формальный характер, и бизнес не обратил на это внимание.

Сейчас же получилось, что некоторые компании и индивидуальные предприниматели с общим трехзначным кодом не могут претендовать на меры поддержки – даже если работают в пострадавших отраслях.

К примеру, на помощь от государства не смогут рассчитывать компании из сферы розничной торговли, у которых в качестве основного указан код ОКВЭД 47.8 («Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках»). По нашим подсчетам, это около 116 000 компаний. Но в перечень пострадавших отраслей попали компании с основным кодом 47.82 («Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью») и 47.89 («Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами») – всего около 24 000 компаний.

Всего, по нашим оценкам, только из-за технических формальностей с обобщенными трехзначными кодами ОКВЭД на помощь не смогут претендовать более 178 000 компаний.

***

Таким образом, многие реально пострадавшие в коронакризис компании не смогут получить от государства необходимую помощь по формальным основаниям. Причина: несовпадение ОКВЭД с фактическими видами деятельности у конкретных юрлиц, ограниченный перечень кодов для правительственного списка, отсутствие в нем компаний и предпринимателей с общим трехзначным кодом ОКВЭД. Лишение необходимых мер поддержки может привести бизнес к банкротству, его сотрудников – к безработице, а экономику – к затяжному и глубокому кризису.