Кирилл Серебренников: спор о ценностях

По мнению российских властей, все мерится в рублях

Приговор Кириллу Серебренникову и его сослуживцам по «Седьмой студии» вызвал вздох облегчения у просвещенной публики: не посадили, срок условный. Ну и правда, большое спасибо!

Но осужденным придется вернуть 128 млн руб. Министерству культуры, это тоже решил суд. И тут спасибо сказать явно не за что. Конечно, можно надеяться, что найдутся благотворители из списка Forbes и заплатят за режиссера Серебренникова или, глядишь, граждане соберут всю эту огромную сумму – недавно собрали даже больше на самое дорогое лекарство в мире, от спинальной мышечной атрофии, для маленького поповича, сына российского священника.

Забавно будет: налогоплательщики еще раз заплатят за то, на что уже были один раз потрачены их налоги.

Поскольку судебные процессы в России – по громким делам, конечно, – стали источником сведений о том, как понимают действительность власти предержащие, то можно, выслушав приговор Серебренникову и его товарищам, поговорить о ценностях. (Тем более что поправки в Конституцию, голосование о которых совпало по времени с приговором, в том числе о ценностях.)

Итак, с точки зрения истца, aka Министерство культуры, созданное «Седьмой студией» по большей части ценностью не может считаться. Спектакли и всякие там перформансы с танцами были, да, но денег, затраченных на них, не стоили ни одной копейки, сделаем мы вывод из приговора. Билеты продавались, артисты играли, зрители хлопали – но поскольку это не были подлинные ценности, то можно считать, что ни билетов, ни зрителей, ни спектаклей не было, так что и платить не нужно, пусть творческий коллектив вернет бабло.

Министерство культуры, еще раз скажу, знает, что такое культура.

Хочется провести ценностную параллель. Есть всякие там европейские ценности, называются свобода слова или еще свобода собраний, которые у них, в Европе, то и дело выливаются в битье витрин и травмы полицейских. И государство с побитыми витринами и полицейскими так или иначе терпит: что делать, граждане высказываются.

Российское государство вообще не такое. Российским гражданам высказываться можно только с одобрения начальства, которое живет за счет граждан. Прошлым летом граждане обнаглели и вышли бурно манифестировать, пластиковыми стаканчиками кидались, причинили полицейским необыкновенные страдания, урной швырялись, за заграждения хватались! С одной стороны, государство уголовные дела завело по факту неправомерного использования ценностей (свобод), а с другой – государственные структуры вроде полиции или «Мосгортранса» решили получить ценностную разницу. В рублях. К чему все эти абстракции, права человека и т. п.? Деньги платите за права свои, вот и все. Подсуетились и негосударственные структуры, конечно, но это от верноподданности: как не заработать на подлинных ценностях!

Формулируется такая, значит, государственническая идея: за чуждые ценности придется заплатить. Даже если эти чуждые ценности по ошибке некогда были одобрены государственными структурами. Времена сейчас сложные, страна в кольце партнеров, надо быть бдительными.

Иной спросит: а что тут такого? Государство имеет право платить за те ценности, какие считает подходящими. Не нравится ему перформанс – потребует вернуть уже уплаченное. Не нравится охранять самовольных демонстрантов с пластиковыми стаканчиками и урнами – пусть демонстранты сами платят за свою охрану, тем более что они ее и не просили. И заодно за автобусы, на которых никто не поехал.

Ответ есть на этот вопрос, и он донельзя банальный: государство – для всех. У государства нет и не может быть ни вкуса, ни интересов.

Надо сказать, что ни одного спектакля Серебренникова я не смотрел, да и желания такого не испытывал, читая по долгу службы рецензии на них. Но мстительности, проявленной людьми, в российских условиях несравненно более сильных, не понимаю. Долгое время мне казалось, что есть подспудная причина, может, режиссер обидел походя Важного Человека.

Но теперь я так не думаю. Просто мы должны понимать, что никакие правила и договоренности ни от чего нас не защищают. Нельзя надеяться, что бывает какая-то окончательная бумажка, надо угадывать ценности. Может, пронесет.

Либо – платить за самостоятельность. За свои ценности.