Как вернуть в страну и людей, и налоги

Предложение президента о налогообложении КИК нуждается в дополнении

Президент Путин предложил упростить налогообложение контролируемых иностранных компаний (КИК) – разрешить российским налоговым резидентам уплачивать с деятельности КИК фиксированный налог в размере 5 млн руб. в год «без дополнительной отчетности». Фиксированный налог призван компенсировать выпадающие доходы в виде налога на доходы от зарубежных источников, основным из которых является нераспределенная прибыль КИК.

Такой подход соответствует лучшим мировым практикам. Например, в Великобритании, Швейцарии и Италии это позволяет привлекать дополнительные деньги в национальную экономику за счет возвращения в страну успешных и состоятельных предпринимателей: до введения фиксированного налога те же итальянцы массово покидали страну, регистрируясь в южных кантонах Швейцарии.

Но россиян пугают не столько налоги, сколько информация о зарубежных сбережениях, которую иностранные банки обязаны направлять в страну, налоговым резидентом которой является их вкладчик. Сохраняется недоверие к правоохранительной и судебной системе России. Поэтому инициатива президента может не достичь эффекта, если не решить именно эту проблему.

Сейчас наши клиенты считают, что статус российского налогового резидента означает для них следующее:

– вся информация о личных деньгах на банковских счетах за границей будет направляться в российские налоговые органы. Бизнес опасается утечки информации другим службам, что, к сожалению, имело место на практике;

– возникает обязанность уплачивать налог на нераспределенную прибыль КИК даже в случаях, когда КИК реинвестирует свою прибыль (в том числе в проекты в России), и поэтому не распределяет прибыль бенефициару. В этом случае налоговому резиденту России приходится платить налог с расходов;

– при продаже иностранных ценных бумаг со своего личного счета может возникнуть ситуация, когда придется платить налог не только с прибыли, но и с убытка – из-за эффекта курсовых разниц, как это случилось, например, при девальвации рубля в 2014 г.;

– в действующем валютном законодательстве сохраняются советские пережитки, ограничивающие использование личных зарубежных счетов резидентов (в частности, до сих пор ограничен перечень доходов, которые можно класть на зарубежные счета) с требованиями ежегодных отчетов по ним.

Все эти опасения играют ключевую роль в принятии решения о возможном возвращении на родину. Это беспокоит и иностранцев, готовых переехать в Россию для ведения здесь бизнеса (а таких становится все больше).

Что делать?

Разрешить нерезидентам, которые готовы переехать в Россию и стать резидентами, выбирать свой налоговый статус (резидент/нерезидент) при условии уплаты озвученной президентом фиксированной суммы налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 5 млн руб. в год в дополнение к НДФЛ на внутрироссийский доход.

Возможность сохранения статуса нерезидента при одновременном нахождении в России означает, что на физическое лицо не будут распространяться российские правила об отчетности КИК (то, о чем говорил президент). Такой человек будет иметь право не декларировать свои зарубежные доходы (зачем, если налог фиксированный?), и по его поводу не будет передаваться информация о зарубежных активах в режиме автоматического обмена между странами (Common Reporting Standard), участником которого является Россия. На данную категорию налогоплательщиков (нерезидентов) не должны распространяться обязанности валютных резидентов Российской Федерации, проводящих в России более 183 дней в году, а именно ограничения на получение доходов на свои зарубежные счета, обязанность по предоставлению отчетов о движении средств по зарубежным счетам и т. д.

Техническое сохранение статуса нерезидента никак не повлияет на налоговую нагрузку лиц, готовых вернуться в Россию. Российский бюджет не только ничего не потеряет, но и будет ежегодно пополняться на суммы фиксированных налогов в 5 млн руб., тогда как экономика страны получит дополнительный потенциал для роста за счет возвращения успешных предпринимателей в Россию и приезда новых.

Подобный подход уже был успешно реализован в 2017 г., когда людям, попавшим под западные санкции, было предоставлено право выбора налогового статуса (резидент/нерезидент) вне зависимости от количества дней, проведенных в России в течение года. Соответственно, расширение оснований, позволяющих физическому лицу выбрать свой налоговый статус, не повлечет внесение кардинальных изменений в российское налоговое законодательство. И если это правило уже действует для людей, находящихся под санкциями, осталось просто распространить его на всех нерезидентов, готовых переехать в Россию.

Авторы: Дмитрий Афанасьев — председатель комитета партнеров АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»; Сергей Калинин — партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»