Дистант глазами профессора

Для консервативной профессуры неизбежная экспансия дистанционного обучения – бедствие

Одним из явлений, ворвавшихся в жизнь в связи с пандемией, стал дистант – дистанционное образование. Для многих преподавателей, особенно старшего поколения, оно стало бедствием. Более продвинутые в техническом отношении студенты тоже спорят, перечисляя «за» и «против».

Высшее образование в XXI в. устроено почти так же, как в XIX в., и основывается на классно-урочной системе школьного типа. Преподаватели читают лекции и ведут семинары (и еще руководят научной работой студентов). Лекции – устаревший жанр. Сегодня лекции можно записывать и делать доступными онлайн. Но вообще-то хорошая лекция дает меньше, чем хорошая книга.

Семинарское занятие похоже на школьный урок. Студенты готовят доклады, зачитывают их, после чего, по идее, доклад должен всеми обсуждаться. Но времени на обсуждение остается немного – ведь все студенты должны успеть зачитать свои доклады, чтобы получить оценку. До пандемии я пытался отменить ритуал зачтения – работы должны были рассылаться студентами друг другу, а на занятии сразу обсуждаться. Семинары, к которым студенты нормально подготовились, могут превратиться в интересные дискуссии (и по видеоконференции, и время от времени очно), где оттачивается умение говорить, проявляются эмоции и научные амбиции, совершенствуются навыки убеждения. Диспут – это главное, ради чего вообще стоит сходиться на семинар. А знакомство с текстами должно вестись дистанционно, не на слух.

Я и до пандемии утверждал, что центр тяжести высшего образования давно пора переносить на научную работу студента под руководством преподавателя. Это преимущественно дистанционный вид работы, когда преподаватель нечасто встречается со студентом. Однако это важнейшее направление по сию пору оплачивается так, что для преподавателя согласиться вести научную работу – скорее вопрос альтруизма и наличия свободного от лекций и семинаров времени.

Пандемический дистант напомнил, что высшее образование нуждается в модернизации с переносом центра тяжести на научное творчество и самостоятельный поиск источников знания, где преподаватель оказывает прежде всего методическую поддержку. Конечно, не нужно рубить сплеча и вообще отменять очные формы. Но их в любом случае следует потеснить дистантом. Резкий переход на дистант из-за пандемии выявил неготовность к нему – техническую, квалификационную, социальную. Двигаться к более виртуализированному, креативному и техничному образованию нужно постепенно. Но двигаться именно к нему, а не в обратном направлении.