Вода в бутылках

Китайский производитель бутилированной воды провел одно из самых успешных IPO в истории

Результаты состоявшегося 8 сентября IPO китайской компании Nongfu Spring («Источник Нунфу»), производящей бутилированную воду, превзошли самые смелые ожидания: спрос на ее бумаги был огромным, к концу первого дня торгов цена акций успела вырасти в 1,5 раза по сравнению с ценой размещения, рыночная капитализация компании составила около $48 млрд.

Успех Nongfu Spring во многом обусловлен непрерывным ростом спроса на бутилированную воду: продажи воды в бутылках в мире растут в среднем на 10% в год и в 2020 г., как ожидается, превысят $280 млрд. Хотя населению развитых стран доступна практически бесплатная чистая водопроводная вода, люди упорно предпочитают воду в бутылках.

По оценкам Beverage Marketing Corporation, сейчас в мире ежегодно продается более 460 млрд л воды в бутылках. Китай занимает по объемам продаж 1-е место (около 80 млрд л в год), США – 2-е (45 млрд). Затем идут жаркие страны, где с питьевой водой всегда были проблемы: Мексика, Индонезия, Бразилия, Индия, Таиланд. А замыкают первую десятку благополучные европейцы – Германия (12 млрд), Италия (11 млрд) и Франция (9 млрд). Хотя с водопроводом там все нормально, средний итальянец потребляет в год около 190 л бутилированной воды, немец – 150, француз – 145. А ведь вода в бутылках в среднем в 2000 раз дороже водопроводной. Более того, во многих странах молоко, пиво и даже бензин оказываются дешевле минералки. Так, по данным общественной организации Food and Water Watch, в США 1 л бутилированный воды в 3 раза дороже 1 л молока и почти в 4 раза – бензина.

Главный мотив покупки бутилированной воды во всех развитых странах – она якобы чище, экологичнее и полезнее, чем водопроводная. Эти представления активно внедряются в сознание потребителей с помощью многочисленных рекламных роликов, но это не имеет ничего общего с реальностью: в подавляющем большинстве случаев вода из бутылки ничем не лучше водопроводной, поскольку во всех развитых странах водопроводная вода соответствует стандартам чистоты и безопасности. Более того, ее качество контролируется государством гораздо жестче, чем той, что продается в магазинах.

То, что вода в бутылках вкуснее водопроводной, тоже неправда. В исследовании, проведенном в Вермонтском университете, только треть дегустаторов смогли отличить по вкусу водопроводную воду от бутилированной. «Неверно полагать, что бутилированная вода более чистая, здоровая или безопасная, чем водопроводная, – заявил изданию Business Insider президент Тихоокеанского института Питер Глейк. – Вода в бутылках регулируется, проверяется и контролируется не лучше, чем водопроводная». С экологичностью бизнеса по розливу воды тоже все не так однозначно: только в США на изготовление бутылок для питьевой воды ежегодно уходит 2 млн т пластика, на производство которого тратится 64 млн барр. нефти.

Главная тайна производителей бутилированной воды – рентабельность их бизнеса. Точные данные никто никогда не публиковал, однако эксперты утверждают: розлив воды по прибыльности способен сравниться с наркоторговлей. Это сотни и тысячи процентов. Авторы американского документального фильма «Поток: ради любви к воде» (Flow: For Love of Water) приводят такой пример. В начале нулевых Nestle Waters приобрела право в течение 99 лет добывать воду из источников в штате Мичиган, заплатив за это $70 000, т. е., получается, примерно по $707 за год. А теперь зарабатывает на розливе воды $1,8 млн в сутки.