Как суп стал оружием революционеров на Западе

Крах левых реформистов

Дональд Трамп заявил, что «идеальным оружием» революционеров является не булыжник, а суп. Им удобнее кидаться в полицейских. А потом бунтовщикам, вооруженным супом, легче уходить от ответственности.

Суповая риторика американского президента отражает стремительно растущий накал предвыборной борьбы в США. Пока президент пугает страну радикалами, в стане его врагов, наоборот, верх одержали умеренные центристы. Хотя Джо Байден и его окружение используют левую фразеологию, говоря о равенстве и интересах рабочих, большинство политиков-демократов проголосовали за отмену ограничений по налоговому вычету SALT, который принесет выгоду 1% самых богатых американцев.

В течение последних пяти лет важным фактором внутренней политики в США, Великобритании и многих других странах Запада была волна левого популизма. Ее героями стали политики, требовавшие радикального пересмотра либерально-рыночных принципов экономической политики, которые никем всерьез не оспаривались с 1980-х гг. Но сегодня эта волна, кажется, сошла на нет.

Поражение левых стало продолжением их первоначальных успехов. И Берни Сандерс в США, и Джереми Корбин в Великобритании боролись за влияние в левоцентристских партиях. Это означало компромисс с партийной номенклатурой. Взамен они получали мощную политическую машину и шанс выиграть выборы. Оба были буквально в шаге от этой цели.

Но цена компромисса оказалась слишком велика. Осторожная умеренность левых привела к демобилизации их сторонников из бедных слоев общества. На выборах 2019 г. лейбористы не смогли занять твердой позиции по Brexit. Популярный среди небогатых избирателей Brexit был неприемлем для правого крыла партии. В итоге за тори впервые проголосовало больше рабочих, чем за лейбористов. В США Сандерс не смог добиться высокой явки своих сторонников на праймериз. Большая часть синих воротничков вообще голосует за Трампа, видя в нем борца с истеблишментом. В борьбе за симпатии низов правые популисты оказались энергичнее и убедительнее левых.

Победу Байдену в праймериз 2020 г. во многом обеспечили Halliburton-демократы – жители богатых пригородов, прежде голосовавшие за республиканцев, но напуганные радикализмом Трампа и перешедшие в стан демократов. В отличие от бедных районов богатые пригороды дали высокую явку: в Массачусетсе Сандерс проиграл Байдену за счет трех самых богатых муниципалитетов, хотя в них живет лишь в 10 раз меньше населения, чем в районах, голосовавших за Сандерса.

Для демократов в целом победа над левым крылом в 2016 г. стала пирровой. Но сторонники левого крыла оказались перед еще более сложной дилеммой. Политика компромиссов закончилась для них двойным поражением. Чтобы оправиться от него, им нужно пойти на раскол и создать независимые от политического истеблишмента партии. А пока их нет, левым избирателям остается «голосовать» только банками с супом.