Медицинские накопительные счета как альтернатива ОМС

Опыт Сингапура и Китая показывает, что посредники в системе здравоохранения не нужны

Недавно в «Ведомостях» вышла статья о дошедшем до суда конфликте медицинских учреждений и страховых компаний из-за того, что клиники обслуживают «сверхлимитных» пациентов, а потом требуют со страховщиков оплаты расходов. Судьи не прислушались к аргументам врачей о том, что они не вправе отказать в оказании медицинской помощи больным, и приняли сторону страховщиков.

Подобные конфликты изначально заложены в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) и являются неизбежными. При этом ответом на любую критику системы ОМС становятся заявления, что ничего лучшего и более эффективного человечеством не придумано. Но это не соответствует действительности.

В мире существует еще и система медицинских накопительных счетов (МНС). Основное фундаментальное ее отличие заключается в том, что социальные отчисления, которые делают работодатели, направляются не в общий фонд и потом распределяются между всеми гражданами, а сразу (без посредников) поступают на персональные МНС работающих на этих предприятиях граждан.

Сегодня при средней заработной плате в России 49 306 руб. на медицинское обслуживание работника работодатель перечисляет 30 175 руб. в год (49 306 х 5,1% х 12). Фактически же через сито многочисленных транзакций и посредников до человека доходит только 16 881 руб., т. е. почти вдвое меньше. Если же эти средства будут идти не в общий котел (всем поровну), а на персональные МНС работающих, то это будет мотивировать работающих к росту результативности (больше зарплата – выше отчисления на МНС) и заботе о своем здоровье (не болеешь – нет потерь в заработной плате). Важно при этом, что деньги накапливаются на твоем счете, который можно передать по наследству.

Финансирование здравоохранения на основе МНС впервые было предложено в США в 1970-х гг. Но наибольшую выгоду от МНС получили не они.

Сингапур, освободившись от колониальной зависимости в 1965 г. и изучив все существующие системы финансирования здравоохранения, в 1984 г. начал целенаправленно внедрять МНС. За короткий промежуток времени, прошедший с момента обретения независимости, Сингапур наряду с высокими темпами роста ВВП ($93 981 на человека – почти в 2 раза больше, чем в США) добился впечатляющих достижений в области здравоохранения. Коэффициент младенческой смертности, который в 1960 г. превышал 35 смертей на 1000 рожденных, снизился до 2,1 к 2007 г. и остается на таком же низком уровне и сейчас.

Примечательно и то, что Сингапур добился этого, потратив существенно меньше средств на здравоохранение по сравнению с почти любой другой развитой страной. Город-государство тратит менее 3% своего ВВП на здравоохранение, тогда как в 2014 г. Япония тратила 8,6%, Финляндия – 7,3%, Швейцария – 7,7%, Франция – 9%, Швеция – 10%, США – 16%. Высвободившиеся средства Сингапур направляет на улучшение жилья, санитарных условий и качества питания, образование, очистку воды и профилактику заболеваний.

В Китае МНС в качестве пилотного проекта начали внедрять в 1994 г. в двух городах – Чженьцзяне и Цзюцзяне с общей численностью населения 5 млн человек. С 1998 г. система была распространена на всю территорию страны решением Госсовета КНР. Вопрос об участии в данной системе самозанятого населения решается на уровне муниципалитетов. В настоящее время примерно 300 млн городского населения Китая имеет МНС, что позволило резко повысить эффективность финансирования здравоохранения: уже к 2001 г. удалось устранить дефицит средств, направляемых на медицину. А к 2016 г. профицит системы здравоохранения составил 324 млрд юаней ($50,5 млрд).

Изучив этот опыт, мы, ученые кафедры «Финансы» МГТУ им. Н. Э. Баумана, предлагаем внести минимальные изменения в существующую систему ОМС и в базовый федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с целью запуска механизма медицинских накопительных счетов и в России. При этом отпадает необходимость в посредниках – страховых медицинских организациях, поскольку из 5,1% обязательных отчислений ОМС 3,2% будут поступать на МНС граждан, а 1,9% – в Федеральный медицинский фонд на софинансирование работающих с низкой зарплатой и иных низкодоходных категорий населения. Часть средств (как и сейчас) будет направляться на софинансирование дефицита средств территориальных бюджетов, идущих на МНС неработающих граждан, включая детей и пенсионеров, по действующим нормативам. В настоящее время в поликлиники средства на медицинское обслуживание граждан равномерно, в соответствии с подушевыми нормативами, поступают из страховых медицинских организаций. А при переходе на МНС, также в соответствии с подушевым нормативом, денежные средства в обязательном порядке будут переводиться в поликлиники с МНС граждан, закрепленных за соответствующей поликлиникой.