Рабочие против коммунистов

40 лет назад в Польше возник независимый профсоюз «Солидарность»

В условиях кризиса жанра цветных революций все большее значение приобретает старая добрая идея всеобщей политической стачки. В начале ХХ в. рабочий класс был тараном левой оппозиции, который бил в стену монархических режимов и капитализма. Тогда коммунисты, провозглашавшие государство рабочего класса, не догадывались, что тот же таран может ударить и по их собственному режиму.

Сила рабочего класса в том, что он сконцентрирован на предприятии. Если труженики бастуют, их трудно игнорировать, и не только из-за ущерба производству. Во время забастовки они собираются в организованную массу, с которой властям сложно что-то сделать. Пока стачка носит чисто экономический характер, это не страшно для системы: можно, например, пойти на частные уступки по зарплате, которые потом съест инфляция, и т. п. Другое дело, если рабочий класс готов выйти на политический бой даже в ущерб собственным интересам. Ведь забастовка бьет по карману рабочего и при политической борьбе не приносит дивидендов даже в случае победы, да и самой победой воспользуются оппозиционные элиты, а не сами рабочие. Но если режим достал рабочий класс и тот начинает политическую стачку – у режима плохо дело.

Наибольший размах рабочее движение против коммунистического режима приобрело в Польше в 1980–1981 гг. Как и в других социалистических странах, стачки в Польше не были новостью. Но прежде забастовочное движение и борьба интеллигенции за свободу развивались параллельно. Рабочие требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда, власти реагировали жестко, но иногда нехотя уступали. Тоже жестко и без труда коммунистическая партия (Польская объединенная рабочая партия, ПОРП) подавляла выступления студентов и интеллигенции за гражданские свободы. Но во второй половине 70-х гг. два потока стали переплетаться.

В 1976 г. произошли волнения рабочих, после которых власти арестовали зачинщиков. Им на помощь пришла оппозиционная интеллигенция, создавшая в 1978 г. правозащитную организацию «Комитет защиты рабочих» (КОР). Были также созданы полуподпольные «свободные профсоюзы», одним из лидеров которых был электрик Лех Валенса.

Социально-экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. После повышения цен на мясо в рабочих столовых 1 июля 1980 г. в Люблине вспыхнули рабочие волнения, которые вызвали цепную реакцию по всей стране. 14 августа стачечная волна достигла Гданьской судоверфи и других предприятий балтийского побережья. При содействии КОРа здесь 17 августа был создан Межзаводской забастовочный комитет (МЗК) во главе с Валенсой. МЗК и КОР выработали 21 требование рабочих к властям. Наряду с чисто экономическими требованиями рабочие выступили за признание независимых от партии и работодателей профсоюзов, допущение свободы слова, освобождение политзаключенных, свободную дискуссию об экономической реформе. Рабочие стали массовой силой движения против режима, а союзные им организации интеллигенции подсказали главное требование – свободный от партии профсоюз.

Власти, конечно, не хотели идти на уступки, особенно политические, но, когда стачки охватили всю страну, 30 августа подписали с МЗК соглашение на условиях рабочих. 17 сентября был создан независимый профсоюз «Солидарность», наиболее известным лидером которого стал Валенса. Интеллектуальный штаб «Солидарности» составляли социалисты из КОРа и другие диссиденты, христианские демократы и националисты. Власти уклонялись от регистрации «Солидарности». Тогда начались новые забастовки. 10 ноября «Солидарность» была официально зарегистрирована и быстро превратилась в многомиллионное движение, которое требовало проведения свободных выборов и передачи предприятий в руки рабочего самоуправления. Власти чинили препятствия профсоюзу, стачки потрясали страну больше года. Было ясно, что, если выборы состоятся, победит «Солидарность». Страны Варшавского договора в этом случае могли ввести в Польшу войска.

Если сначала миллионы поляков с энтузиазмом поддерживали «Солидарность», то за год стачек они устали от социального хаоса, в котором ни одна сторона не добивается успеха. Это позволило властям перейти в контрнаступление. Премьер-министр Польши и первый секретарь ЦК ПОРП генерал Войцех Ярузельский 13 декабря 1981 г. объявил о введении в Польше военного положения. Сотни лидеров и активистов оппозиции были арестованы. Рабочие выступления подавлялись силой. Но полностью справиться с оппозицией Ярузельскому не удалось.

После начала перестройки в СССР стало ясно, что «старший брат» не станет участвовать в подавлении польской оппозиции. В 1988 г. возобновилось стачечное движение. В феврале 1989 г. ПОРП была вынуждена начать переход к многопартийности, в июне «Солидарность» добилась успеха на выборах уже как фактическая партия. Ее представители пришли к власти и начали либеральные реформы. В 1990 г. победу на президентских выборах одержал Валенса. Польша стала такой, какой мы ее видим сегодня. «Солидарность» распалась на множество течений. А Гданьская верфь, которая в 80-е гг. являлась оплотом оппозиционного рабочего движения, была закрыта как нерентабельная.