Walmart заменит роботов людьми

Они лучше справляются с задачами

В докладах Мирового экономического форума ставки на то, сколько рабочих мест через пять лет будет уничтожено роботами, все растут: в 2018 г. предрекали 75 млн, два года спустя – уже 85 млн. В реальной жизни с роботами, однако, пока не все так гладко, и некоторые многообещающие эксперименты не оправдывают ожиданий.

Крупнейший в мире ритейлер – американская компания Walmart изгнала из своих супермаркетов двухметровых роботов, которые несколько лет до этого исправно сканировали полки и определяли, каких товаров на них не хватает, сообщила 2 ноября 2020 г. The Wall Street Journal (WSJ). В Walmart пришли к выводу, что есть более дешевый и эффективный способ следить за состоянием полок – поручить это людям.

Этих роботов ритейлеру с 2017 г. поставлял стартап из Сан-Франциско Bossa Nova Robotics. А над их созданием обе компании начали совместно работать еще раньше – с 2014 г. Сначала роботы в тестовом режиме появились в 50 супермаркетах, а на момент расторжения контракта под их контролем находились полки 500 американских точек сети. Еще в январе 2020 г. представители Walmart сообщали, что к лету количество супермаркетов с роботами от Bossa Nova достигнет 1000 (всего в США 4700 супермаркетов Walmart).

Все изменила пандемия. Многие люди стали заказывать доставку продуктов онлайн, сотрудники стали активнее перемещаться по торговому залу, собирая заказы, а заодно сообщали о наличии товаров на полках. Роботы стали просто не нужны. «Мы не видим достаточных улучшений в прибыли и других показателях [в супермаркетах, где работают роботы]», – цитирует WSJ одного из источников. К тому же генеральный директор Walmart Джон Фернер был обеспокоен тем, как на роботов реагируют некоторые посетители супермаркетов.

В Walmart трудятся и другие роботы (например, роботы-уборщики, которые отвечают за чистоту пола). От них компания отказываться пока не собирается. «Мы многое узнали о том, как технологии могут помочь сотрудникам, облегчить работу и повысить уровень обслуживания. Мы продолжим тестировать новые технологии и инвестировать в собственные процессы и приложения, чтобы наилучшим образом отслеживать запасы товаров и как можно быстрее доставлять их на полки супермаркетов», – рассказал WSJ представитель Walmart.

Продолжит ли с таким же успехом разрабатывать новые технологии Bossa Nova – вопрос открытый. Прекращение сотрудничества с Walmart стало для стартапа тяжелым ударом. По информации источников WSJ, в Bossa Nova уже уволили половину сотрудников. То есть роботы все-таки стали причиной увольнения людей, только – по иронии – не нужны оказались люди в компании, которая этих роботов и производит.

Роботы Walmart не единственный пример технологии, которая не может заменить человека. В конце октября на стадионе «Каледониан» в шотландском Инвернессе проходил футбольный матч между клубами «Инвернесс Каледониан» и «Эр Юнайтед». Происходящее снимала самонаводящаяся камера на основе искусственного интеллекта, которая обучена следить за мячом. Однако в поле зрения оказался еще один округлый предмет – лысина одного из помощников судьи. В ходе матча камера постоянно отвлекалась от мяча и вместо этого демонстрировала зрителям спину рефери, сообщило издание The Verge. Комментатору матча пришлось извиниться за неполадки. Подобными камерами пользуются многие небольшие футбольные клубы, так как они обходятся дешевле операторов. Но, как оказалось, часто съемку спортивных матчей все-таки лучше доверять людям.