Руководство «Победы» наказали за маневр в поддержку Артема Дзюбы

PR-акция лоукостера едва не вылилась в увольнение его гендиректора

Совет директоров «Победы» 8 декабря объявил выговор гендиректору авиакомпании Андрею Калмыкову – за то, что пилоты рейса Москва – Екатеринбург 11 ноября выбрали необычную траекторию полета, которая на радарах запечатлелась в виде фаллического символа. Калмыков еще легко отделался – один из его заместителей был уволен. Об этих кадровых решениях рассказали «Ведомостям» три источника, знакомых с итогами совета директоров. Представитель «Аэрофлота» (материнская компания группы) подтвердил, что одной из тем совета был вопрос об инциденте 11 ноября. От других комментариев в компании отказались, не сообщив даже имени и сферы ответственности уволенного заместителя гендиректора «Победы».

Росавиация ранее выяснила, что экипаж самовольно отступил от утвержденного плана полета, чтобы провести маневр – якобы для проверки навигационной системы. Неполадок работы системы на самом деле не было. На борту находились 102 пассажира, никто не пострадал. Росавиация сочла, что рисунок в небе был «заказан» руководством авиакомпании. «Победа» настаивала, что решение о маневре принимал сам экипаж – так он решил поддержать капитана сборной России по футболу Артема Дзюбу. В ноябре, после того как в сеть попало интимное видео с его участием, футболиста отстранили от участия в нескольких матчах сборной.

В итоге Росавиация посоветовала рассмотреть вопрос о соответствии руководства «Победы» занимаемым должностям. Специальный представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов тоже призывал наказать руководство компании и принять кадровые решения. По словам источников «Ведомостей», после инцидента «серьезно обсуждался» вопрос отставки самого Калмыкова, но в итоге было решено ограничиться увольнением его зама. «Калмыков – один из самых эффективных авиационных менеджеров в России. Его уход был бы невосполним», – объясняет один из источников. Другой собеседник признает, что Калмыкова также активно отстаивал председатель совета директоров «Аэрофлота» и министр транспорта Виталий Савельев. На решения повлияло и мнение инвестиционных аналитиков. «ВТБ капитал» 2 декабря указал на смену гендиректора лоукостера как на серьезный риск для деятельности всей группы «Аэрофлот», сопоставимый с главным негативным фактором для авиаотрасли всего 2020 года – неопределенности по темпам восстановления перевозок после эпидемии COVID-19.

«Победа» – одна из немногих авиакомпаний мира, которая зарабатывает даже в кризисном году. Чистая прибыль компании в III квартале 2020 г. составила 3,65 млрд руб. (-13,5% в годовом выражении), пассажиропоток в июле – сентябре вырос на 12% в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. до 3,4 млн человек, тогда как у остальных компаний он продолжает падать. В то же время «Победа» – один из самых эпатажных проектов в российской авиации последних лет. «Думаю, что успешный ситуативный провокационный маркетинг, который освоили Burger King и в свое время Aviasales, многим не дает покоя, – говорит гендиректор PR-агентства PRТ Edelman Глеб Сахрай. – Вот и «Победа» решила поэкспериментировать. Но для использования этого инструмента неплохо было бы оценить риски». Сахрай считает, что эффект от акции с маневром в поддержку Дзюбы стремится к нулю. «Сейчас в России конкуренция среди лоукостеров, мягко говорят, не очень высока. Так что непонятно, ради чего было рисковать», – объясняет он.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев уверен, что акция вписывается в стандартную маркетинговую стратегию перевозчика, которая строится на создании провокационного образа: «Они спровоцировали хайп вокруг себя, поддерживают высокое количество упоминаний на протяжении длительного времени. К хайпу можно относиться по-разному, но то, что его смогли поднять, очевидно». Пантелеев считает выговор Калмыкову вполне оправданной мерой, а вот увольнение его зама – избыточной. «Понятно, что нужно было как-то ответить на замечания [Сергея] Иванова, на призывы некоторой части общественности, которой нужны показательные увольнения. [Но] я не считаю, что увольнение может способствовать повышению уровня безопасности полетов в авиакомпании», – объясняет Пантелеев.

Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, напротив, считает акцию «глупостью», которая, «конечно, требовала наказания». «Скорее всего, на этот перформанс дало санкцию руководство авиакомпании – ни один пилот на такой маневр самостоятельно не пойдет. Но тогда это большая глупость, которая должна быть пресечена на корню. Если целью был PR авиакомпании, то логика выглядит очень извращенной и странной», – говорит Бурмистров. К тому же, замечает он, выполнивший маневр борт истратил дополнительное топливо и задержал рейс, что неэкономично.