Борщ из правды

Как кулинария стала оружием пропаганды

Датский Saxo Bank опубликовал свои ежегодные «шокирующие прогнозы» на 2021 г. Эти полуюмористические пророчества не претендуют на буквальную реалистичность. Их задача – в гиперболизированной форме описать ключевые тенденции глобального развития, придав им статус «свершившегося факта». Но значимость такого упражнения растет по мере усиления турбулентности и распада привычных схем восприятия и интерпретации реальности.

Один из 10 «невероятных прогнозов» описывает решительную победу над «фейковыми новостями». Этот неологизм уже стал привычным западному человечеству, хотя ему всего-то четыре года от роду. Войну fake news в 2016 г. объявила Хиллари Клинтон, которая объяснила свое шокирующее поражение на выборах распространением «недостоверной информации», вводящей избирателей в заблуждение и подталкивающей к ошибочным действиям. С тех пор борьба с фейковыми новостями превратилась в центральный сюжет политической и культурной повестки дня. Патента на правду и достоверность ни у кого не было. Все обвиняют друг друга в поточном производстве лжи. Либеральные СМИ указывают на Россию с ее «ольгинскими троллями» и на ультраправых конспирологов из QAnon. Дональд Трамп обрушивается на саму американскую прессу и технологические компании. Те отвечают, помечая твиты американского президента как «недостоверный контент».

«В 2021 г. растущая угроза дезинформации и подрыв доверия даже к хорошо зарекомендовавшим себя поставщикам новостей достигнут критического уровня, что потребует реакции отрасли», – пишут эксперты Saxo Bank. «Подрыв доверия» делает ситуацию неуправляемой. Реформы правительственных технократов встречают стихийное сопротивление «некомпетентных» масс. Люди голосуют на выборах за «популистов», а на референдумах поддерживают решения, которые ломают выстроенную за десятилетия инфраструктуру трансграничного движения капитала. Чтобы восстановить порядок, нужно вернуть былую монополию «правды и достоверности». «Крупные медиакомпании и социальные платформы вынуждены вводить новые меры против сфабрикованных и вводящих в заблуждение новостей», – констатируют футурологи из датского банка. И в технократическом мире никто и ничто не справится с этим лучше, чем «нейтральная» технология. Метафорой торжества такой «технологической правды» становится блокчейн-сеть для новостного контента, которая проверяет достоверность и самих новостей, и их источников. «Альтернативные новостные сайты, распространяющие теории заговора, такие как QAnon, дезинформацию о пандемии коронавируса, поддельные доказательства фальсификации выборов и многое другое, внезапно станут недоступны на основных платформах». Прорывная технология будет создана благодаря инвестициям технологических компаний. «Verizon, Twitter и Facebook объединяются, чтобы спасти правду и самих себя», – резюмируют авторы прогноза.

Спасением правды и самих себя занимаются не только американские технологические гиганты. В России в 2019 г. принят закон о суверенном интернете. Его критики считают, что он создает потенциальную возможность для цензуры национального сегмента сети. В ноябре 2020 г. в Госдуму был внесен закон о санкциях за цензуру российских СМИ, в соответствии с которым на территории России можно будет блокировать YouTube и Facebook. Борьба за «спасение правды и самих себя» принимает отчетливые черты национальной мобилизации.

Такое будущее отдает хорошо знакомым прошлым. Ярким примером может служить «суповая война», развернувшаяся в мировых СМИ этой осенью. «В российско-украинском конфликте открывается новый фронт – борщ», – сообщила The New York Times, рассказывая, что Россия сделала традиционный украинский суп оружием в гибридной войне. «Пророссийские идеологи используют сложное прошлое региона для продвижения переписанной истории, которая проводит прямую линию от нынешнего российского режима к изначальной славянской цивилизации, – утверждала BBC. – Переименование национального украинского блюда в русское выглядит еще более ироничным и оскорбительным, учитывая голодомор».

The New York Times и BBC действуют именно так, как в теории должна работать будущая «машина правды»: они отслеживают источники своих публикаций, добросовестно пересказывая, как украинские активисты и политики борются за суверенитет над борщом, принимают парламентские резолюции и подают заявки в ЮНЕСКО. Они сообщают читателям о том, где и когда свекла вообще оказалась в одной кастрюле с мясом. Но ничего не говорят, например, о том, как похожие кулинарные сражения «колбасников» и «лягушатников» привели к совершенно реальному взаимному истреблению европейских народов.

Судя по накалу борьбы за «спасение правды и самих себя», именно это славное прошлое возвращается к нам с неправдоподобной скоростью. Но такой вывод, конечно, подрывает доверие к хорошо зарекомендовавшим себя поставщикам новостей. А значит, его следует считать фейковой новостью и частью враждебной пропаганды. И мгновенно удалить со всех платформ.