Анонимные источники на поле интерпретаций

Кто выиграет от возможного очередного изменения избирательного законодательства

2020 год, итоги которого все уже начинают подводить, может среди прочего стать годом борьбы за интерпретации тех или иных политических событий или решений. Причем инструментом этой борьбы гораздо чаще, чем обычно, оказывались «анонимные источники». Событий и решений много, значительная их часть кажется абсурдной. И люди, пытающиеся понять смысл или хотя бы получить объяснение происходящего, согласны на интерпретацию даже от анонимов. Несмотря на то что уровень доверия к «источникам, пожалевшим сохранить анонимность» и оставляет желать лучшего. Потому что понятно, что, например, для «источника в Кремле» грамотный вброс информации составляет неотъемлемую часть его работы. Да и в целом много принимающих решения лиц перешло на удаленку, а информация с Zoom-совещаний выносится менее конкретная.

Вот как возникает возможность для интерпретаций.

15 декабря один из депутатов Госдумы, пожелавший сохранить анонимность, рассказал «Ведомостям», что его анонимный источник из управления внутренней политики президента сообщил: Кремль согласовал идею, предложенную лидером ЛДПР Владимиром Жириновским и поддержанную коммунистом Геннадием Зюгановым, скорректировать правила выборов к кампании в Госдуму 2021 г. и сделать их более комфортными для думских партий. Известно при этом, что недавно, 6 октября, Жириновский лично просил президента Владимира Путина увеличить размер общефедеральной части списка партий на выборах в Госдуму с 10 до 20 человек – кандидаты из этой части списка гарантированно избираются в парламент, если партия набирает больше 5% голосов. Путин против этой идеи Жириновского не возражал, сказав лишь, что в ней есть и плюсы, и минусы.

Все остальное официальным сайтом Кремля уже не подтверждается. «Они [кремлевские чиновники] согласились на компромиссный вариант, – пересказывает слова своего анонимного источника депутат Госдумы. – Теперь в головной части списка будет не 20, как предложил Жириновский, а 15 человек». И тут же дает свою интерпретацию происходящего: «И КПРФ, и ЛДПР так проще: можно записать больше нужных людей в проходную федеральную часть списка». Другой анонимный источник, близкий к Кремлю, подтверждает: проработка вопроса шла после обращения ЛДПР к Путину, но «и в Кремле, и в «Единой России» считают, что нужно выходить на компромиссный вариант – на пять человек меньше, чем хочет Жириновский». Его интерпретация такая: «Партиям трудно найти деньги на кампанию, для чего и нужно дать больше гарантированных мест в списке спонсорам».

Информация этих анонимных источников не выглядит нелогичной, ведь избирательное законодательство в России активно правится перед каждыми выборами. К примеру, с момента появления в 2002 г. закона «Об основных гарантиях избирательных прав...» он менялся 66 раз, а принятый в 2014 г. закон «О выборах депутатов Госдумы» – 21 раз. То есть логика подсказывает, что какие-то изменения возможны и сейчас. Но еще один анонимный источник, бывший депутат Госдумы, предлагает на этом не останавливаться и сделать из возможной поправки еще более масштабный для избирательной системы вывод: если Кремль пойдет навстречу лидерам КПРФ и ЛДПР в вопросе расширения списка, то они могут уступить Кремлю, например, в вопросе об увеличении доли одномандатников в следующей Думе. А это дает еще больше возможностей для интерпретаций.