Чем закончится рост биткойна

Криптовалюте, как и другим частным деньгам, не удастся выйти за узкие границы

Два пика уже было у самой популярной криптовалюты – биткойна. За 2017 г. он вырос в цене в 4,4 раза, почти до $20 000, чтобы к концу 2018 г. упасть с высот на 84%. Искушенные финансисты пожимали плечами: «Что вы хотите – пустое место, пузырь». Но к июню 2019 г. биткойн вдруг опять полез в гору и добрался почти до $12 000, умножившись в 3,7 раза. Затем опять падение на 57%, прямо к проклятому марту 2020 г. Ну а потом третье по счету победное шествие вверх. С марта по декабрь 2020 г. цена биткойна выросла в 4,4 раза. Его счастливые обладатели потирают руки, и только профессора экономики, разглядывая эту благодать, хрипят: «Отойди! Не трожь! Пузырь! Как лопнет!»

И ведь точно лопнет. А потом помчится дальше.

Что же это за азарт у инвесторов всего мира, если они готовы, как рыбы, глотать любую блестящую блесну? И кричать: «Свобода! Биткойн! Криптоактивы! Мимо государства! Анонимность! Долой границы!» Нет, профессора не против. Биткойны должны быть. Криптовалюта – это частные деньги. Такие деньги в любой форме (векселя, купоны, сертификаты, фабричные и городские деньги и т. п.) всегда присутствовали в обороте любой страны. Когда появляются новые рынки (скажем, цифровых активов, электронная коммерция), частные деньги тоже тут как тут.

Криптоактивы – это финансовые инновации. Рынки рождают их всегда. Регуляторы никогда не успевают за ними. Доткомы, кредитные дефолтные свопы, структурные продукты – да что угодно, даже акции с облигациями были когда-то инновациями. Как только финансовая инновация появляется – сразу мыльный пузырь. Второй, третий, пока рынок не успокоится, и она не остается как один из многих финансовых продуктов, с заглушенной волатильностью. Именно это произойдет и с криптовалютами и их производными. А пока – гуляй-поле! Особенно в пандемию, во время отчаянного голода на активы, приносящие высокий доход. Все – в акции США! Все – на развивающиеся рынки! Все – в биткойны, в криптовалюту! Все – в золото! Все – еще куда-нибудь, особенно когда четвертое десятилетие снижается процент и жить бизнесу совсем невмоготу.

Что будет дальше? Пузырь лопнет. Когда лопнет? В историческом масштабе – скоро. Скорее всего, в 2021 г. Еще скорее – в первом полугодии. И главное – не пропустить этот момент.

Что еще нужно знать? Центральные банки ненавидят частные деньги. Они будут убивать криптовалюту или пытаться присвоить ее. Или так ее зарегулировать, чтобы жизнь показалась тенью. Частные деньги – это нарушение прав государств на эмиссию. Это «отщипывание» части дохода государства от выпуска денег (так называемый сеньораж), который возникает из-за того, что, грубо говоря, ты тратишь на эмиссию копейки, а получаешь «полноценные» деньги. В этом – прибыль государства, бюджета.

Но будут исключения. Цифровой юань, цифровой рубль (Банк России обсуждает такой проект), цифровая шведская крона, цифровой евро (ЕЦБ начинает эксперименты). Какие-то государства будут пытаться создать у себя «центральные рынки» для криптовалют, стать ядрами в глобальных финансах, специализация которых – крипторынки. И будут всячески поощрять их.

Насколько широко будут применяться криптофинансовые инструменты в будущем? Это зависит от их признания как средств платежа – государствами, бизнесом, людьми. До сих пор частным деньгам не удавалось выйти за узкие границы. С ними воевали, их запрещали. Ограничивали любые точки перехода из частных денег в фиатные, общепризнанные. Им не удавалось стать мировой валютой. Скорее всего, так будет и в этот раз. У криптовалюты будут свои сегменты (расчеты, сбережения, рынки криптофинансовых активов), но она будет бесконечно тесниться властями, присваиваться ими, бурлить в темных глубинах сетей.

А в это время обязательно появится что-то новое. Какая-то очередная финансовая инновация. Форточка в свободу. И все начнется сначала. Но что это будет и кто это придумает – неизвестно.