От «Первого» до «Альфы»

Как события недели повлияли на репутацию ведущих компаний

«Ведомости» продолжают публиковать еженедельные экспертные оценки изменения репутации ведущих российских компаний. На минувшей неделе (21–27 декабря 2020 г.) слегка потускнел «Первый», ВЭБ заискрил идеями, РФПИ вытянул джокера, а «Альфа» вышла на тропу гуманизма.

«Первый» станет квазичастным каналом

Планируемая приватизация одного из двух ключевых каналов страны пока не затрагивает напрямую его публичную репутацию. Для массовой среды позиции канала устойчивы – это витрина российского телевидения со знаковыми шоу, фильмами и режиссурой открытия Олимпиады в активе.

Но дискуссия о мотивах приватизации вывела на публику ряд негативных моментов. Мегапроекты подорвали финансовую устойчивость «Первого»: на конец 2019 г. долги канала составляли 11,4 млрд руб. А по данным измерителей, лидерство в охвате перешло к «России 1». Убеждение, что бренд канала вступил в стадию медленного затухания, разделяет большинство экспертов.

Для уходящей в новые медиа аудитории контент телевидения избыточно консервативен. Во многих домохозяйствах телевизор работает в фоновом режиме, становится «подвижными обоями». И формальная смена собственника одного канала не решает проблемы отрасли.

Репутационное влияние на власть – нейтрально, на бизнес-среду – умеренно позитивно, на население – отсутствует.

«Альфа» срезает углы

«Мы не хотели бы быть нелюбимыми и ненавидимыми горожанами бизнесменами, которые повышают тарифы своим приходом в регион», – сказал Михаил Фридман, объясняя сделку между акционерами «Альфы» (совладельцами «Росводоканала») и ВЭБом по созданию «мегаконцессионера» в сфере ЖКХ. История последних лет показала, с какими сложностями сталкиваются бизнес-структуры, реализуя социальные проекты, например, в сфере переработки мусора. Жесткий имидж акционеров «Альфы» и снижение уровня жизни населения могут стимулировать критику. Поэтому группе потребовались союзники в виде государственных структур, и привлечение ВЭБа удачное решение. Но и ВЭБ дополняет свой образ партнерством с эффективной менеджерской командой.

Смягчение образа – стратегический вектор «Альфы». В последние годы была предпринята попытка скорректировать репутацию самого агрессивного и жесткого элемента группы – инвестиционной компании А1, занимающейся спецоперациями с проблемными активами. В основу имиджевой модели А1 легла ценность «справедливости». Компания объявила о создании «этического» консультационного совета, в который вошли декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, президент МШУ «Сколково» Андрей Шаронов, президент РСПП Александр Шохин. Скандалов вокруг А1 стало заметно меньше, но изменить устоявшийся образ хищника только PR-акциями невозможно, хотя движение в этом направлении уже похвально.

Репутационное влияние на власть, бизнес-среду и население – позитивно.

Фейерверк ВЭБа

Последнее время ВЭБ блистал информационными поводами: он получил контроль над частью институтов развития, создал партнерство с «Альфой» в «Росводоканале» и создал вместе с Анатолием Чубайсом зеленый проектный офис. Эксперты подчеркивают, что команде Игоря Шувалова удается повышать влияние ВЭБа и притягивать сильных частных партнеров.

Однако в потоке событий, генерируемых ВЭБом, пока теряется стратегическая рамка. Публичный образ распадается – или на автономные бренды вроде Дом.РФ, или на не связанные общим контекстом инициативы. Исторически (до смены менеджмента) восприятие этого института формировалось вокруг двух идей: ВЭБ как «реаниматор» – держатель крупных невзлетевших проектов и ВЭБ как «финансовая труба» для запуска инициатив. Для апгрейда публичного образа у ВЭБа есть предпосылки: переход от простого транзита финансовых ресурсов к управлению ими и платформе для частно-государственных партнерств. При этом нужна сквозная идея, которая структурирует вокруг себя эти возможности.

Репутационное влияние на власть – позитивно, на бизнес-среду – нейтрально, на население – отсутствует.

РФПИ выиграл на вакцине

Соглашение РФПИ, Центра им. Гамалеи и британско-шведской компании AstraZeneca продемонстрировало возможности партнерств с западными структурами и может повлиять на доверие населения к вакцине от коронавируса. Опросы показывают, что сегодня к вакцинации у нас готово лишь около 30% населения – мало в сравнении с европейскими странами. Один из барьеров – недоверие к отечественным разработкам, особенно при их быстром выводе на рынок. Появление вакцин формирует новый пласт массовой мифологии – поиск «правильного» препарата и стратегии по его применению (отказ – выжидание – поиск аналога – сдержанная готовность – стремление быть первым). Руководитель РФПИ Кирилл Дмитриев сорвал банк в этой истории, повысив репутацию российской разработки.

Репутационное влияние на власть – очень позитивно, на бизнес-среду – нейтрально, на население – позитивно.

Алексей Фирсов, основатель Центра социального проектирования «Платформа»; Мария Макушева, гендиректор Центра социального проектирования «Платформа»; Сергей Скрипников, член исполкома РАСО