Факторы неустойчивости

Как российские политики противостоят компрометации

Две сюжетные линии последнего времени – ситуация вокруг Алексея Навального и, как сейчас говорят в российском истеблишменте, «кризис американской демократии» – тесно переплелись между собой.

Формируется драматичная картина мира: переживающая надрыв глобальная империя находит силы отправить в Россию «отравленную пилюлю» (невольный каламбур) в лице Навального, чтобы продолжить компрометацию национальной элиты. К счастью, российским силовикам, авиадиспетчерам, судьям и химкинской полиции благодаря слаженной работе удалось перехватить опасного агента еще на подходе, а что касается последнего фильма «берлинского пациента», то Дмитрий Песков оперативно объяснил, что все в нем показанное – неправда. В отношении США российская элита тоже прояснила ситуацию. Все происходящее – «позор американской демократии», такую черную метку послал Америке Вячеслав Володин. А Дмитрий Медведев, юридически дотошно разобрав проблемы избирательной системы США, пожаловался, что из-за внутренних неурядиц всему миру (включая, конечно, Россию) неудобно работать с таким партнером. Американские политики предпочли сделать вид, будто не слышат веских аргументов российских коллег.

Разумеется, назвать ситуацию в США спокойной нельзя, но вопрос не в капитолийской склоке. Американский социолог Юлия Баскакова, выступая в клубе ЦСП «Платформа» и РАСО, показала, что узел противоречий в американской системе формируется глубокими демографическими и ценностными сдвигами. Белое население – опора консерваторов – постепенно переходит в разряд меньшинства (в конце десятилетия большинство американских детей уже будет рождаться в «цветных» семьях), возрастает разрыв между социальными слоями. Если за последние 40 лет доходы трети населения с высшим образованием выросли примерно на треть, то заработок оставшихся 64% граждан снизился на 6%. Большая идея – американская мечта – перестает работать.

Политическая система США пока справляется с вызовами, хотя уровень скепсиса нарастает. В честность прошедших выборов верят 62%, но 32% уже не верят. Блокировку Дональда Трампа в Twitter поддержали 58% – примерно столько же, сколько голосовало против него. Захват же Капитолия одобрили всего 8% респондентов – как акт, угрожающий институтам в целом. А отношение к институтам в разных странах является ключевым фактором их устойчивости.

Вопрос в том, какие государства могут рационализировать новые вызовы и выработать гибкие модели адаптации, а в каких будут объяснять проблемы происками недоброжелателей. Медведев выступил бы гораздо ярче, если бы подверг холодному и беспристрастному анализу выборы в России. Российская элита сделала бы гораздо больше для своей стратегической безопасности, если бы меняла свой образ – привычки, уровень потребления, вкусы в отделке помещений. Токсичность Навального – следствие неудовлетворительной внутренней среды. Точно так же российская критика американской системы – психологическое замещение анализа собственных проблем.