Идеология оскудела

Пропаганда в российских и американских СМИ стала одинаковой

Еще пару-тройку лет назад все было в порядке. Западные СМИ привычно клеймили нарушения прав человека в России. Российский официоз отвечал, что наша страна стоит на страже традиционных ценностей – не то что у них там, на Западе. Мировая медийная машина работала на принципах «политики ценностей». Поскольку ценности были отдельные, то разной была повестка и направление перепалки.

С тех пор что-то сломалось. Пропагандистские машины генерируют нарративы, которые почти не несут отпечатка разных идеологий, повторяя друг друга чуть ли не дословно. Воскресный рассказ «Вестей недели» на канале «Россия» о митингах 23 января практически неотличим от репортажа CNN о событиях в вашингтонском Капитолии двумя неделями ранее. Западные политики озабочены тем, что Россия отказывает своим гражданам в праве на инакомыслие и «возвращается в сталинскую эпоху». Но и российские чиновники сетуют на цензуру в американских социальных сетях, а наши государственные СМИ сравнивают преследование инакомыслия в Америке с «четырьмя миллионами доносов» в сталинском СССР. Если дело пойдет так и дальше, то Марии Захаровой и Джен Псаки можно будет использовать пресс-релизы друг друга, меняя в них только название государств.

Столкновение ценностей уступило место борьбе порядка с беспорядком. А объяснение происходящего все чаще сводится к заговору. Воду мутят, как известно, агенты. В США – русские, в России – западные. Попытки отрицать очевидные параллели выглядят все более беспомощно. Бывший посол США в России Майкл Макфолл называет идиотами тех, кто сравнивает «храбрых демократических демонстрантов в Белоруссии» с «необузданными автократическими головорезами в Капитолии», и тут же обещает блокировать последних у себя в аккаунте. Пользователи отзываются ироничным хештегом «#это_другое».

Инфляция аргументов и ценностей неизбежно оборачивается запретами. «В контакте» банит страницы с призывами выходить на протесты в России. Facebook и Twitter блокируют сторонников Трампа, а также без всяких объяснений аккаунты левых сообществ и активистов, которых в симпатиях к бывшему американскому президенту заподозрить нельзя. Но запреты – оружие обоюдоострое. Посольство США считает, что «удаление из социальных сетей частной компанией ни в коей мере не влияет на способность людей выражать свое мнение на других площадках или с помощью различных средств массовой информации». Но повлияет ли на способность выражать свое мнение «удаление некоторых частных американских социальных сетей»?

У правящих элит нет никакой альтернативы идеологии ценностей. Ее стремительная девальвация превращает медиа в голый агитпроп, который повсюду повторяет одно и то же. Такая пропаганда больше ничего не объясняет и не оправдывает, просто констатирует волю правителей. Но крах идеологии ведет к распаду системы управления массами. Если их нельзя убедить или даже обмануть, то заставить повиноваться можно только силой. Однако, как известно, «на штыки можно опираться, но сидеть на них нельзя».