Недодуманная демография

Численность населения как административный фетиш

За 2020 г. население России сократилось на 500 000, сообщил Росстат. Новость вызвала резонанс и веер интерпретаций – от вполне ожидаемых (демографическая яма, ковидная смертность, закрытие границ для внешней миграции) до политических, включая экзотические варианты. Так, Олег Дерипаска обвинил в демографическом кризисе Центробанк – дескать, его денежная политика не дает экономике расцвести, а населению – плодиться на ложе этого расцвета.

Динамику численности населения в России традиционно считают индикатором благосостояния государства. Но почему? Корреляция скорее обратная – в бедных странах, особенно малоурбанизированных, рожают чаще. А в странах золотого миллиарда демографическое лидерство перехватили национальные меньшинства: в США, например, к 2030 г. большинство детей уже будет рождаться в цветных семьях.

В чем тогда основа императива количественного роста населения в России? Есть такой аргумент: без притока новых людей наши обширные пространства придут в полное запустение. Логика территории подчиняет себе демографию. Но при этом мы видим активную внутреннюю миграцию в мегаполисы европейской части. Сам по себе рост будет вести к уплотнению нескольких регионов, нарастанию дисбаланса между ядром и периферией.

При этом технооптимисты, например Герман Греф, прогнозируют, что цифровизация и роботы будут сокращать персонал компаний. Чем занимать освободившиеся ресурсы? Искать для них социальные работы, вовлекать в виртуальные миры, проектировать новые специальности – ясности в этом нет. Это вопросы не к бизнесу, а к государству.

Роботизация в основном бьет по среднему звену, меньше затрагивая нижние слои, чей дешевый труд позволяет конкурировать с машинами. Но исконное население идти в нижний сегмент не хочет. Независимо от рождаемости восполнять дефицит придется за счет азиатских соседей. Даже в условиях пандемии некоторые российские компании проводили рекрутинг персонала в Узбекистане для своих строек.

Казалось бы, решение в том, чтобы продолжить либерализацию миграционной политики, компенсируя естественные потери. Но против такого подхода бьется плеяда российских демографов. «Миграция – тупиковый путь. Ее продвижение только уводит верхи от необходимости решать вопросы рождаемости и смертности. Мы в этом смысле посмешище для мира. Своих детей не хотим, мужиков массово хороним и заселяем мегаполисы гастарбайтерами», – пояснил позицию один из них.

В итоге что мы видим? Есть скандал, связанный с депопуляцией. Есть целый нацпроект по демографии, призванный популяцию наращивать. Но нет открытого сутевого анализа, какой человеческий капитал реально нужен стране, в каком качестве, на каких территориях и в каких социальных нишах. Произошла ритуальная фетишизация количественных показателей. Было бы правильно привнести в государственную демографическую политику логику бизнеса, который на своем уровне отвечает на эти вопросы.