Сближение ЕС и ЕАЭС идет не только ради выгоды

Соглашение двух союзов может стать основой для региональной безопасности

Если бы между Европейским союзом (ЕС) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) было заключено торговое соглашение (по этому поводу в Москву приезжает высокий представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель. – «Ведомости»), ЕС мог бы увеличить свой экспорт в страны ЕАЭС более чем на 50%. Рост экспорта ЕАЭС был бы ниже, но тоже оказался бы значительным. Экономические выгоды для бизнеса обоих союзов очевидны, однако преимущества тесного сотрудничества между ЕС и ЕАЭС выходят далеко за рамки экономики. Новое соглашение также позволило бы выдержать баланс интересов при реализации инициативы Китая «Один пояс и один путь».

Частым аргументом против официального сотрудничества между ЕС и ЕАЭС является апелляция к доминированию России среди пяти стран ЕАЭС. Отдельными аспектами, мешающими сотрудничеству между союзами, выступают необходимость реализации минских соглашений и изменение реализуемой Россией политики протекционизма. Отдельные оппоненты часто утверждают, что США не поддерживают создание общего экономического пространства на территории ЕС и ЕАЭС.

Да, в экономической политике России присутствует протекционизм. Однако сходная ситуация наблюдается в самих США (и может сохраниться, несмотря на новое правительство), в Китае и в определенной степени в ЕС. Переговоры между ЕС и ЕАЭС помогут снизить общий уровень протекционизма. В свою очередь с геополитической точки зрения США действительно не заинтересованы в создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. При этом следует отметить, что Европа не выражала свою позицию относительно нового соглашения о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой (USMCA, ранее NAFTA), хотя это соглашение является явным примером закона, основанного на праве сильного, а не на силе права.

С 2015 г. представители европейских и евразийских деловых кругов в рамках инициативы «Лиссабон – Владивосток» поддерживают создание единого экономического пространства на территории ЕС и ЕАЭС. Подобное международное соглашение также могло бы значительно усилить роль Евразийской комиссии как ключевого института формирования внутрисоюзной политики.

Один из часто задаваемых вопросов – как проект «Лиссабон – Владивосток» соотносится с инициативой «Один пояс и один путь»? Ответ прост: это не конкурирующая инициатива, а логичное европейско-евразийское дополнение. В случае утверждения общие стандарты ЕС и ЕАЭС будут действовать и для Китая, а также для недавно созданного Всестороннего регионального экономического партнерства 16 стран (ВРЭП).

Хотя идея единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока не нова, она пока не стала конкретным планом. Отдельные попытки ее реализации мы видим, например, в ЕС. Так, вопрос о создании единого экономического пространства закреплен в действующем коалиционном соглашении о формировании правительства ФРГ.

В прошлом году состоялось совещание представителей Евразийской экономической комиссии и Европейской комиссии. Одним из его результатов можно считать создание рабочей группы «Лиссабон – Владивосток», которую поддерживают более 100 компаний и бизнес-ассоциаций из 12 стран ЕС и ЕАЭС, среди них Российско-германская внешнеторговая палата, Восточный комитет германской экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Белорусская торгово-промышленная палата, Франко-российская торгово-промышленная палата, российское подразделение Всеобщей конфедерации итальянской промышленности (Confindustria Russia), компании Siemens, Schneider Electric, Raiffeisen Bank International, «Северсталь» и др. Для управления своей деятельностью инициатива создала международное правление, в которое вошли представители из Австрии, Белоруссии, Франции, Германии, Италии. От России в состав правления вошел президент РСПП Александр Шохин. Для разработки более конкретных предложений дальнейшей работы созданы task force. Направления их деятельности – таможня и транспорт, техническое регулирование, визовый режим, налогообложение. Также планируется создание task force с другими задачами.

Экономические исследования показывают, что при реализации проекта бизнес ЕС выиграет больше, чем бизнес ЕАЭС. Сделать положение взаимовыгодным возможно. При выстраивании стратегии политического взаимодействия ЕС должен учесть интересы стран ЕАЭС – например, значительно упростить визовый режим, как это было сделано со стороны ЕАЭС для граждан ЕС.

Единое экономическое пространство будет способствовать созданию безопасной европейско-евразийской зоны – от Лиссабона до Владивостока или даже от Токио до Ванкувера. В него могут войти такие страны, как Грузия, Сербия, Молдавия и Украина. Торговые отношения могут оказать решающее влияние и на силовую политику. Мы понимаем, что такое возможно и при реализации проекта «Новый шелковый путь» или нового партнерства ВРЭП. В свою очередь при реализации проекта единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, который подразумевает гармонизацию стандартов и регламентов, ЕС и ЕАЭС смогли бы создать стабильное политическое и экономическое равновесие.