Этика против роста

Где проходит моральная граница для консалтинговых услуг

История краха американского фармацевтического гиганта Purdue Pharma, болеутоляющее средство которого Oxycontin много лет было бестселлером рынка и вызвало настоящую эпидемию опиоидной зависимости, неожиданно коснулась рынка консалтинговых услуг и поставила вопрос о морально-этических границах, в которых должны работать консультанты. Рекомендации компании McKinsey помогали росту продаж Oxycontin, на которых недобросовестные фармацевты заработали $35 млрд. В рамках досудебного решения McKinsey согласилась заплатить $573 млн штрафов. Это крайне редкий случай признания прямой ответственности консультантов за последствия их работы.

Консультанты советовали фармацевтам наращивать продажи и реализовать агрессивную рекламную стратегию препаратов, эффективность которых в профессиональном сообществе как минимум ставится под сомнение. В компании покаялись. Управляющий партнер McKinsey Кевин Снидер заявил: «Мы сожалеем, что не полностью осознавали трагические последствия. Мы надеемся, что это соглашение станет частью решения опиоидного кризиса в США».

Здесь уместно вспомнить давнюю уже историю с Enron, в результате которой одна из старейших аудиторско-консалтинговых компаний мира, Arthur Andersen, прекратила свое существование. А в 2008–2009 гг. были вопросы и к консультантам, сопровождавшим работу Lehman Brothers и Bear Stearns, крах которых запустил глобальный финансовый кризис. Но тогда все обошлось, и советники устояли, несмотря на их очевидную вовлеченность в реализацию рискованной стратегии банкротов.

Крупнейшие консалтинговые компании, сосредоточившие гигантские базы знаний по всем отраслям мировой экономики и привлекающие в свой штат ведущих интеллектуалов и лучших выпускников бизнес-школ, являются создателями доминирующей в мировом бизнесе религии безудержного роста, главными мифами которой являются обеспечение постоянного опережающего рынок развития и непрерывная оптимизация затрат. При этом, выступая на стороне собственников крупнейших компаний, консультанты по управлению гораздо фанатичнее в защите интересов своих клиентов, чем, например, адвокаты. Часто это помогает создавать по-настоящему выдающиеся проекты, позволяет акционерам по-новому взглянуть на возможности рынка, строить действительно великие компании. Но этическая грань теряется достаточно легко, если лозунг «Цель оправдывает средства» становится реальным руководством к действию.