Лукашенко далеко не уйдет

Протесты и санкции не повлияли на экономическую ситуацию в Белоруссии

Анонсированная белорусской оппозицией массовая акция протеста не состоялась. Ее планировали приурочить к проведению властями VI Всебелорусского народного собрания, но люди на улицы не вышли. Анна Канопацкая, единственная белорусская оппозиционерка, которая пришла на Всебелорусское собрание, с горечью назвала его «слетом победителей». Протесты подавлены, более 120 человек признаны международными организациями политзаключенными. Новых крупных акций в ближайшее время не предвидится. Отчасти, конечно, этому способствует зима, но все же зафиксируем: Лукашенко – по крайней мере временно – победил.

Полгода протестов не очень заметно сказались на белорусской экономике – она упала меньше чем на 1%. На фоне других европейских стран это весьма приличный показатель. Связано это по большей части с тем, что в Белоруссии в отличие от Европы не было коронавирусных локдаунов. Есть даже некоторые успехи. Так, экспорт сельскохозяйственной продукции вырос на 4,3% за 2020 г. Были и другие достижения: запущена атомная электростанция (к началу февраля она выработала 1 млрд кВт ч), введен в строй ряд инфраструктурных объектов (в том числе три станции метро в Минске, еще несколько станций строится). Так что сказать, что минувший год был для Белоруссии провальным, нельзя.

Равно как нельзя сказать, что проблем нет. У Белоруссии серьезный дефицит бюджета – примерно $1,5 млрд. И перспективы туманные.

Западные санкции в отношении Минска оказались несерьезными. Так называемый третий пакет санкций Европейского союза касался всего семи предприятий. При этом одно из предприятий – это Минский завод колесных тягачей, изделия которого транспортируют российские межконтинентальные баллистические ракеты. То есть этот завод вряд ли зависит от западных поставщиков и не пострадает от санкций – рынок сбыта-то российский. А те предприятия, которые действительно связаны с крупнейшими европейскими странами, под санкции ЕС не попали. Сами себя европейцы решили не обделять.

Впрочем, некоторые ближайшие соседи Белоруссии все же действовали в духе унтер-офицерской вдовы. Прежде всего это Литва, которая почти лишила себя белорусского транзита продуктов нефтепереработки. Сейчас они, по всей видимости, пойдут через российский порт Усть-Луга, а до этого шли через литовскую Клайпеду и составляли примерно 30% всех грузов, которые отправлялись из Клайпеды. Для Литвы это солидная потеря. Несмотря на торжественное обещание Вильнюса не покупать электроэнергию с новой белорусской АЭС, не делать этого практически невозможно. АЭС закольцована через Латвию с Россией – покупатель не знает, чью энергию берет.

В целом общие европейские санкции были в большей степени символическими, навредить белорусской экономике они не смогли. Другое дело, что Минск еще до начала протестов находился в переговорном процессе с четырьмя западными банками, где намеревался открыть кредитные линии. Это теперь невозможно. Отсюда и желание взять очередной кредит в России.

Кроме того, ухудшение отношений Белоруссии с Европой косвенно может повлиять на белорусско-китайское сотрудничество. Первое, что видит каждый, кто выезжает из аэропорта Минска, – китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень», построенный в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь». Его развитие сейчас затормозилось: одно время о парке много говорили, сейчас – затянувшаяся тишина в прессе. Это свидетельствует о том, что роль Белоруссии как транзитной страны для Китая на пути в Европу уменьшилась, что связано именно с ухудшением отношений Белоруссии с Западом. Да, Пекин публично обещал Минску поддержку и кредитные вливания. Но нюанс в том, что Китай дает «связанные кредиты» – использование этих денег обусловлено покупкой китайских товаров или использованием китайской рабочей силы. Или и тем и другим.

Все это еще больше толкает Минск в сторону России.

Принято считать, что белорусская экономика существует во многом за российский счет. Отчасти это правда – и это обычная для небольших стран практика. При этом российские льготы и дотации за последние годы уменьшились. А пакет законов о налоговом маневре, принятый Госдумой РФ в июле 2018 г., не позволяет Минску извлекать выгоды из «перетаможки», как это было в 2017–2018 гг.

В сложившихся условиях в Минске апеллируют к геополитическим раскладам и «западной угрозе». Лукашенко тянет время, чтобы эти расклады себя проявили. На Всебелорусском собрании он заявил, что хочет подготовить проект новой конституции лишь в конце этого года, а в начале следующего вынести его на референдум. Потом – непонятно когда – провести новые выборы. Свой уход он обусловливает прекращением протестной активности и безопасностью для него самого, семьи, окружения и сотрудников правоохранительных органов.

Возможно, он думает о складывающейся ситуации по аналогии с казахским транзитом. Лукашенко хочет сделать Всебелорусское собрание конституционным органом и, как вариант, может стать руководителем этого собрания. В этом случае он поступит как Нурсултан Назарбаев – уйдет, но при этом останется.