Почему в России упал потребительский рынок

В то время как в США и Европе он рекордно рос

По мере накопления и публикации итоговых статистических данных за 2020 г. все более явным становятся различия во влиянии пандемии на национальные рынки и на отдельные отрасли. На днях появились данные о розничных продажах в России и США.

Исследовательская компания NielsenIQ опубликовала данные годового отчета розничных продаж в России. Они свидетельствуют о росте товарооборота на 3% в 2020 г. по сравнению с 3,9% годом ранее – т. е. о снижении темпа роста на четверть. При этом рынок непродовольственных товаров показал снижение на 3% (на фоне роста на 2,2% в 2019 г.). Быстрее всего сокращались продажи товаров для ухода за волосами и лицом, а также средств для бритья (-6,5%).

В это же самое время розничный рынок США, который помимо пандемии сотрясали протесты BLM и страсти вокруг президентских выборов, продемонстрировал рекордный рост. Объем розничных продаж в США в 2020 г. увеличился на 6,9%, приблизившись к $5 трлн. Это самый высокий показатель прироста с 1999 г. И почти весь этот рост обеспечен за счет двукратного увеличения онлайн-продаж, которые достигли $839 млрд. В крупнейших странах Западной Европы также отмечен рост рынка FMCG. Его оборот увеличился в 2020 г. на 7% против 1% в 2019 г. Аналитики связывают это с длительным закрытием ресторанов и кафе, из-за чего население вернулось к домашнему потреблению.

В России также зафиксирован рост онлайн-продаж потребительских товаров (на 102%, как и в США), но этот рост не смог компенсировать общее депрессивное поведение отечественных потребителей. В чем причина?

Замедлению покупательской активности жителей России способствовал низкий уровень мер государственной поддержки населения в период пандемии. В тех же США прямые выплаты населению в большинстве случаев моментально возвращались в оборот через кассы магазинов. Статистические выкладки подтверждают, что концепции стимулирования потребительского спроса у нас в стране нет. Программа поддержки бизнеса в кризис была сконцентрирована на так называемых пострадавших отраслях (новый антикризисный пакет правительства, о котором «Ведомости» писали 16 февраля, использует ту же тактику). При этом наши граждане получили выборочную и весьма незначительную – в сравнении с американской и европейской – прямую финансовую поддержку. Ее хватило лишь на 2–3 полноценных похода в магазин за продуктами для семьи с детьми. А поскольку люди редко ходили в магазины, не стоит удивляться тому, что маховик потребительского рынка они так и не запустили.