Большое будущее жестких дискаунтеров

О чем говорит крупнейшее IPO среди российских ритейлеров

Fix Price, управляющая сетью более чем из 4200 магазинов фиксированных цен, провела IPO на Лондонской бирже по верхней границе ценового диапазона – по $9,75 за глобальную депозитарную расписку (GDR). Таким образом, компания оказалась оценена в $8,3 млрд, т. е. по очень высоким мультипликаторам – около х3,2 к выручке и более x16,5 к EBITDA. Из-за повышенного спроса инвесторов предложение было увеличено до $2 млрд, в результате чего размещение Fix Price оказалось крупнейшим IPO за всю историю российского ритейла и одновременно крупнейшим российским IPO более чем за 10 лет.

Размещение Fix Price привлекло внимание многих крупных институциональных инвесторов, среди которых Goldman Sachs Group, BlackRock, суверенные фонды Катара и Сингапура. Не удивительно: формат магазинов фиксированных цен хорошо известен на Западе, особенно в США, где крупнейшие подобные сети Dollar Tree и Dollar General давно и успешно торгуются на бирже, а среди их акционеров присутствуют, например, фонды все того же BlackRock.

Фиксированные цены отлично зарекомендовали себя – особенно на территориях, где велика доля домохозяйств с доходами ниже среднего. В России Fix Price принадлежит 93% в этом сегменте розницы, т. е. это фактически единственный игрок. Компания умело управляет ассортиментом и запасами, поставщики в целом довольно лестно отзываются о работе с закупщиками сети. Fix Price умеет зарабатывать на низких ценах неплохую прибыль. Но все же сегмент, в котором работает компания, лишь небольшая часть розничного рынка, где бал правят классические ритейлеры во главе с X5 Retail и «Магнитом», а также бурно растущая цифровая розница. Тем не менее инвесторы выдали большие авансы именно Fix Price.

Это победа для компании, но эта победа стала возможной благодаря тому, что в целом экономика просела. Грубо говоря, инвесторы обратили повышенное внимание на поставщика товаров для бедных – именно это оказалось востребовано.

По данным исследования NielsenIQ, 53% жителей России заявляют об ухудшении своего финансового положения. Высокие мультипликаторы, достигнутые при размещении на бирже ритейлера, работающего в сегменте фиксированных низких цен, – это не только и, возможно, не столько оценка текущего положения конкретной компании, сколько вера в большое будущее ее сегмента, который хорошо растет на рынках с низкой платежеспособностью населения. В это же верят, вероятно, не только инвесторы Fix Price, но и другие участники рынка, которые запускают свои проекты жестких дискаунтеров.