Свободные искусства на рынке труда

Создаст ли инициатива Алексея Кудрина тренд в образовании

Алексей Кудрин выступил одним из инициаторов создания нового государственного вуза – Университета свободных искусств и наук, нацелившись представить новую модель образования и для других вузов страны (5 марта «Ведомости» опубликовали интервью с Кудриным на эту тему). В основе подхода – ставка на soft skills, индивидуальные треки обучения, мобильность, критические предпосылки и междисциплинарные взаимодействия. Жесткая основа, которая раньше считалась каркасом образования, меняется на вариативность.

Хотя Кудрин не планирует становиться ректором вуза (при этом он, скорее всего, возглавит попечительский совет), проект хорошо продвигает его собственный общественный имидж: руководство Счетной палатой и курирование гуманитарного вуза, продвигающего liberal arts, формируют чуть ли не античное равновесие достоинств.

Просвещенный и гуманистичный чиновник, свободно изъясняющийся с царями, поэтами и художниками, – идеальная позиция. Похожую историю реализует в ряде образовательных проектов на базе «Сбера» Герман Греф. Оба они – и Кудрин, и Греф – часто говорят, что в современном мире образование должно давать не информацию, а навыки и настоящие открытия возникают на стыках дисциплин. Например, технологий и эстетики. «Такой студент способен освоить все, что угодно», – оптимистичен Кудрин.

Эти идеи оказались на гребне образовательной волны. И все же здесь есть ряд своих волнорезов, связанных с простой и суровой материей, – уровнем подготовки. В отличие от выпускников подобных структур, веселых и креативных молодых людей, их интеллектуальные кумиры часто имели фундаментальное классическое образование, которое учило системности, рациональности и навыку обоснований. Без системного фундамента (а именно такое впечатление складывается пока из описания подхода) эстетически прекрасное парение окажется неконкурентным на реальном рынке труда, а завышенные оценки выпускников не найдут отклика среди работодателей. «Игра в бисер» создает отличное впечатление в тусовке, но не на рынке.

Стоит признать, что носителями soft skills являются сегодня не масса коучей и не преподаватели, использующие западные лекала. Эти знания пока сконцентрированы в области практики, их носители занимаются не столько преподаванием, сколько проектной деятельностью. Будет удачей, если новый вуз сможет наладить плодотворное сотрудничество именно с конкретными практиками на рынке. Если нет, то выпускники Университета свободных искусств и наук рискуют оказаться свободными в плохом смысле слова – остаться без работы.

Сложности, конечно, не лишают инициативу Кудрина высокой продуктивной ценности. Но они демонстрируют, что поиск новых подходов к преподаванию только в начале пути. Рынку нужен не один новый вуз, а конкуренция центров и конкуренция подходов, для которых еще предстоит найти адекватных преподавателей и студентов. Будем надеяться, что новый вуз действительно станет кейсом для масштабирования.