Продовольственные сети будут развивать собственный финтех

Для них это один из верных способов монетизации клиентской базы

Поиск новых способов монетизации клиентской базы – одна из ключевых тем для бизнеса в последние годы. Свое выражение она находит в том числе в стремительном размножении экосистем. В большинстве случаев этот механизм активно эксплуатируют цифровые сервисы, банки и телекоммуникационные компании. Но и представители более консервативных отраслей ищут, как поглубже погрузиться в кошелек клиентов.

Ритейлер Walmart совместно с фондом Ribbit Capital (он, в частности, участвовал в раундах финансирования Robinhood) запустил финтех-стартап для POS-кредитования. Новый стартап возглавили два выходца из Goldman Sachs, которые последние годы отвечали там за развитие успешного потребительского банкинга Marcus. Пока нет точных сведений, какие именно услуги будет предоставлять совместное предприятие и даже как оно будет называться. Но ясно, что база хорошая – в распоряжении партнеров огромная лояльная потребительская аудитория. И в этом союзе, где одна сторона отвечает за традиционную клиентскую базу, а другая – за новейшие технологии, прослеживается новый возможный тренд.

Магазины Walmart ежегодно посещает 200 млн покупателей. Продовольственные ритейлеры, такие как Walmart или российские X5 Retail, «Магнит», «Лента» и др., удовлетворяют базовые потребности населения и поэтому ничуть не дальше от него, чем активно строящие экосистемы банки, без услуг которых при определенных обстоятельствах можно и обойтись (заменив их, например, услугами тех же финтех-компаний). Кроме того, длительное физическое присутствие крупных сетевых магазинов в одном месте и сложившаяся вокруг них дополнительная устойчивая сервисная инфраструктура вселяют в потребителей чувство надежности и стабильности, столь важное при выборе поставщика финансовых услуг.

При этом финансовый бизнес, несмотря на инновационность и технологичность, агрессивный маркетинг и совершенствующийся клиентский сервис, находится под неизменно пристальным вниманием и давлением регуляторов. Для потребителей, особенно из групп с невысоким уровнем дохода, это оборачивается жесткими лимитами на получение новых займов, усложнением комплаенс-процедур и множеством других неудобств и ограничений. В этой ситуации на пересечении доведенных до рефлекса привычек покупок в рознице и проблем с получением всего спектра нужных услуг в классическом финансовом секторе есть гигантская возможность для финтеха.

Она же, несомненно, является возможностью и для российских ритейлеров. В силу низкой плотности населения России и высокой его концентрации в городах пределы органической экспансии для продовольственных сетей уже скоро будут достигнуты и наступит время поиска новых путей монетизации сформированной клиентской базы. Финансовые услуги – одна из самых очевидных и масштабных возможностей.