Биометрия дает чувство свободы и тотальный контроль

Когда одним взглядом можно расплатиться, взгляда будет достаточно и чтобы блокировать счета

В ритейле появилось очередное цифровое решение – оплата покупок на основе биометрии. На кассах самообслуживания покупатель сможет предъявить не карточку, не смартфон, а только свое лицо. В России программа запускается компанией Х5 Retail Group вместе с Visa и «Сбером», за рубежом внедряется, например, в магазинах Amazon. Не вызывает сомнений, что технология продолжит расширяться – в Москве, например, есть офисы, сотрудникам которых взгляд в камеру заменяет пропуск, а столичные аэропорты планируют вводить биометрическую регистрацию пассажиров.

Все это не просто технологии, это знаки фундаментальных перемен. Культура вещи – документа, пропуска, купюры, карточки, смартфона – в качестве посредника определяла коммуникацию на протяжении тысячелетий. Человек подтверждает свой статус дополнительным атрибутом, эмитированным внешней инстанцией. В его кармане должно быть нечто, без чего существование лишено устойчивости. Такое положение рождало целый пласт фольклора. Каким бы мелким по чину ни был клерк по ту сторону стекла, в акте сверки он утверждал свое минутное превосходство. Власть формы и процедуры пронизывала общество до его базового уровня – скажем, прохода в зал кинотеатра. Но она же открывала гражданину широкое поле для маневра – договориться, решить вопрос на персональном уровне.

Теперь технологии шаг за шагом демонтируют эту систему, делая скольжение по миру более бесшовным. Человек начинает удостоверять сам себя, его телесного присутствия уже достаточно. Появляется ощущение расширения свободы, легкости бытия – возможность открывать двери (счета) одним своим взглядом рождает веселое чувство управления миром по «мановению ока». Это возвращает человека к состоянию ребенка, который воображает, будто взглядом управляет вещами.

В России человек скорее доверяет автомату, роботу, чем персональному решению (большинство предпочло бы, чтобы функции судьи выполнял алгоритм). Поэтому новые технологии, несмотря на риски утечки данных и скрытого контроля, будут встречать поддержку. При этом биометрия открывает огромные перспективы для персонализированного маркетинга – ведь она позволяет считывать весь язык тела, от настроения до типа одежды, комплекции, физических особенностей.

Видимость отсутствия контроллера не снижает потенциала управления. Власть института достигает своей полноты тогда, когда он становится невидимым, а подконтрольный ему субъект полностью включен в сетку внутренних коммуникаций, является ее проводником и частью коллективного мозга. В конце концов, биометрия ведь не только позволит гражданину совершать покупки «взглядом» – она же даст возможность и государству (либо корпорации) штрафовать или блокировать его счета. Им «бумажка» тоже уже не понадобится.

И это будет не тотальная свобода, а тотальный контроль.