Антивирусная операция спецслужб

Тотальная вакцинация не единственный способ борьбы Израиля с COVID-19

Израиль удерживает первенство среди стран мира по доле вакцинированных граждан в общей численности населения. Впрочем, ничего удивительного: тому, что Израиль лидирует по уровню вакцинации населения, есть две серьезные причины.

Первая – Израиль фактически островное и не очень большое государство. Поэтому совершенно логично, что одна из фармацевтических компаний, в данном случае Pfizer, избрала Израиль в качестве своего «поля». Не хочется, конечно, использовать термин «испытательный полигон», хотя чего уж, отчасти так и есть. Но гораздо приятнее будет назвать Израиль демонстрационным павильоном для доказательства успеха.

Вторая причина, по которой Израиль был выбран в качестве витрины и показывает миру положительные последствия всеобщей вакцинации, заключается в том, что в стране достаточно централизованная и очень эффективная государственная медицинская система. Мне как выходцу из СССР израильская медицина чем-то напоминает родные советские поликлиники: лечить всех, лечить одинаково, лечить близко к дому – это ровно то, что происходит в Израиле, только на ином уровне, чем в Советском Союзе.

В Израиле есть четыре больничные кассы – объединения, специализирующиеся на предоставлении медицинской помощи. Между ними распределено (не совсем в равных долях) практически все население Израиля. И эти больничные кассы «лично знакомы» с каждым из граждан, с каждым из своих клиентов или пациентов. Именно они осуществляют вакцинацию во всех крупных городах в специально созданных центрах вакцинации. Весь процесс, конечно, происходит за счет государства – оно прекрасно понимает, что стоимость вакцины совершенно несопоставима со стоимостью лечения пациента или тех, кого он может заразить.

Однако вакцинация не единственный способ борьбы с коронавирусом в Израиле. Страна еще очень эффективно отслеживает и отсекает цепочки заразившихся. Строго говоря, этим занимаются (с большим или меньшим успехом) многие государства. Но в Израиле это сделано на совершенно особом технологическом уровне – силами и инструментами организации, название которой мы привыкли слышать в совершенно другом контексте. Речь о Шабаке, службе общей безопасности Израиля. Обычно эта организация занимается защитой государства и общества от террора, но в последний год она взяла на себя совершенно не свойственную ей функцию – борьбу с вирусом. Не свойственную настолько, что против использования инструментов Шабака в отношении законопослушных граждан были поданы петиции в Верховный суд страны – и тот заставил государство ограничить использование средств, нарушающих право граждан на неприкосновенность частной жизни.

Пытаясь заглянуть в завтрашний день, Израиль разрабатывает систему зеленых паспортов для вакцинированных и переболевших. При этом страна не готова сделать вакцинацию обязательной. А поскольку экономика Израиля зависит от сферы высоких технологий куда больше, чем от туризма, в отличие от некоторых средиземноморских стран, например Греции или Испании, Израиль не пытается открыть границы любой ценой. В результате сейчас иностранцев в Израиль практически не пускают. Что изменится с введением зеленых паспортов? Например, будут ли эти паспорта распространяться только на вакцинированных или также на переболевших? Будут ли они распространяться на вакцинированных только Pfizer? Будут ли двусторонние зеленые коридоры – например, между Израилем и Россией? Пока вопросов больше, чем ответов.

Впрочем, не только иностранцы не могут сейчас попасть в Израиль – в течение почти двух месяцев страна была закрыта и для своих граждан, которые в момент введения ограничений находились вне ее пределов. А ввиду того, что число русскоязычных израильтян давно перевалило за миллион, не стоит удивляться тому, что многие из застрявших за рубежом находятся в России.

Границы Израиль закрыл из страха перед проникновением новых штаммов и мутаций вируса, и сделал это без предупреждения. Ограничения были самыми жесткими в мире, и ситуация оказалась полярной тому, к чему привыкли израильтяне. Была нарушена самая базовая договоренность между Израилем и его гражданами: «Ваша страна всегда будет здесь и будет ждать вас».

Неудивительно, что против подзаконных актов, ограничивших возможность граждан Израиля вернуться домой, также были поданы множественные петиции в Верховный суд. И тут выяснилось, что основной причиной, по которой минздрав посчитал необходимым герметично закрыть границы даже для своих, является неготовность государства в лице других ведомств обеспечить соблюдение карантина возвращающимися гражданами. Эту причину государство попыталось от суда скрыть, спрятав ее за другими, техническими сложностями, но, когда правда выплыла наружу, Верховный суд объявил ограничения антиконституционными. Однако сделал он это в особой манере. Во-первых, Верховный суд не аннулировал ограничения сразу, а позволил им закончить срок своего действия. Во-вторых, суд открытым текстом оставил за государством право ввести новые ограничения, только они должны будут базироваться уже на более основательной фактической базе. Испытания продолжаются.