Перспективы уличного протеста могут измениться

Как может развиваться радикальный сценарий в России

Руководитель региональных штабов Алексея Навального Леонид Волков объявил о подготовке новой кампании уличного протеста. Чтобы добиться роста числа протестующих, Волков и его команда придумали «принципиально новый ход»: конкретные даты протестных акций они не называют, но регистрацию желающих принять в них участие ведут. «Никто никогда еще не пробовал готовить протестный митинг как политическую кампанию», – объясняет Волков. С этим можно при желании поспорить, но важнее оценить не новизну политических технологий, а складывающийся политический контекст.

В январе 2021 г. арест Навального вывел на улицы людей из сравнительно узкого слоя политизированных читателей оппозиционных блогов. Оппозиция не смогла добиться перелома в общественной атмосфере. Резко изменить ситуацию может «черный лебедь» – драматическое событие, которое нарушает инерционный сценарий. Неделю назад о чем-то подобном предупредил российского президента Джо Байден. «Будь готов», – сказал он Путину в интервью, в котором назвал своего российского коллегу «убийцей». Прямое давление США приведет к тому, что народ, наоборот, сплотится вокруг власти, но у Кремля есть и уязвимые места. Главное среди них – это Донбасс, ситуация в котором уже начала обостряться. Для Москвы это чревато «вилкой», в ответ на которую есть два хода – и «оба хуже».

Если украинское руководство при поддержке США решит повторить «карабахский сценарий», России придется либо напрямую вмешиваться в конфликт в Донбассе, либо пережить унизительное внешнеполитическое поражение. А если российские войска окажутся втянуты в вооруженное противостояние, то и без того плохие отношения с Западом станут еще хуже. В этом случае США получат козырь, чтобы заблокировать строительство «Северного потока – 2», возможно, попробуют отключить Россию от международной системы SWIFT.

Последствия этого – от очередного падения рубля до ужесточения внутренней политики накануне выборов – и станут тем контекстом, который может радикально изменить перспективы уличного протеста. Новое падение уровня жизни усилит протестные настроения. Еще большие колебания такой сценарий спровоцирует в рядах правящего класса.

Реализация радикального сценария объективно выгодна «либеральной» оппозиции. Ее главное политическое предложение – добиться нормализации отношений с Западом, пусть даже ценой капитуляции, – станет чрезвычайным соблазном для верхов и среднего класса. Исходя хотя бы из материально-житейских соображений. Силы, для которых такая постановка вопроса неприемлема, несмотря на разногласия с Кремлем, сам Кремль деморализовал или подавил ранее. А ведь это самый широкий спектр сил, в том числе низовых и неполитизированных, – в диапазоне от экологов до независимых профсоюзов.