Питер Бердовски: «Мы спасали множество контейнеровозов такого размера»

Гендиректор Royal Boskalis Westminster рассказал FT об операции по снятию Ever Given с мели

Представьте себя на месте руководителя операции по снятию с мели заблокировавшего Суэцкий канал гигантского, весом 224 000 т и размером больше высоты башни «Федерация» в «Москва-сити», контейнеровоза. Представьте, что ваш телефон разрывается от звонков очень важных людей из правительства Египта, представителей судоходных компаний, лихорадочно подсчитывающих убытки и желающих немедленно знать, когда их застрявшие в пробке суда начнут движение, и всей мировой прессы, нагнетающей страсти сообщениями о ступоре международной торговли. Представили? А вот для Питера Бердовски, генерального директора нидерландской компании Royal Boskalis Westminster, снимавшей с мели контейнеровоз Ever Given, это была обычная работа.

«С профессиональной, технической точки зрения в этой задаче не было ничего особенного, мы спасали множество контейнеровозов такого размера, – рассказал Бердовски Financial Times (FT). – Но вот с точки зрения общественного резонанса работа, конечно, была уникальной». Бердовски имеет в виду то внимание, которое было приковано к операции в Суэцком канале с 23 марта, когда Ever Given сел на мель, а значит, и к проводившей ее Boskalis, которая публичности не ищет и в такой громкой рекламе не нуждается. В секторе морских перевозок и так все знают, что Boskalis и принадлежащая ей Smit International являются лидерами в области дноуглубительных, тяжелых транспортировочных и судоспасательных работ, а также в обслуживании морской инфраструктуры.

Под руководством Бердовски работает свыше 10 000 сотрудников более чем в 75 странах на шести континентах. У Boskalis больше 900 судов, в том числе самая многочисленная в мире флотилия земснарядов. Компания была основана в 1911 г., а приобретенная ею в 2010 г. Smit и того раньше, в 1842 г. С 1970 г. Boskalis является публичной компанией. Ее выручка в 2020 г. составила 2,5 млрд евро (в 2019 г. – 2,6 млрд евро). Сам Бердовски работает в Boskalis с 1997 г., а возглавляет компанию с 2006 г.

«Мы выполняем 40–50 спасательных работ в год, некоторые из них превращаются в шоу, другие не получают широкой огласки, – продолжает Бердовски. – Но мы всегда работаем под давлением обстоятельств. Иногда спасательная операция ведется на судне, на котором возник пожар, а команда все еще на борту, вот это действительно стрессовая ситуация». Специалисты Boskalis и Smit участвовали, в частности, в таких проектах, как подъем подводной лодки «Курск» и круизного лайнера «Коста Конкордия».

В случае с Ever Given Boskalis использовала 14 буксиров и 4 экскаватора. С судна откачали топливо и балластную воду, но Бердовски опасался, что этого будет недостаточно, поэтому думал дополнительно использовать специальное оборудование для вымывания песка. Если бы и это не помогло, пришлось бы разгружать огромный контейнеровоз с помощью плавучих кранов, и тогда операция затянулась бы на недели. Но 29 марта судно удалось снять с мели, после чего оно было отбуксировано на Большое Горькое озеро для осмотра. Всего в ходе операции было удалено около 30 000 куб. м песка.

Хорошая работа должна быть хорошо оплачена. И пока страховые компании готовятся улаживать претензии от разных пострадавших сторон (только власти Египта рассчитывают получить $1 млрд), Boskalis, по информации FT, может получить за свои труды $25–50 млн.