Разведка подыгрывает политике

Почему западные спецслужбы везде ищут «русский след»

В Италии случился шпионский скандал. Газета La Repubblica сообщила, что некий «офицер при российском посольстве» и старший офицер ВМС Италии были задержаны при передаче секретных сведений. Итальянец, столкнувшийся с «серьезными семейными проблемами», якобы передавал «российскому офицеру» документы в обмен на вознаграждение. История громкая, но мутная. Имена фигурантов неизвестны, что именно произошло – тоже толком не ясно. Тем не менее происшедшее – хороший повод задуматься. Во-первых, о методической и идеологической основах работы современных спецслужб. Во-вторых, о том, почему практически в любой ситуации европейские и американские «рыцари плаща и кинжала» ищут «русский след».

Напряженность в мире в последнее десятилетие непрерывно растет, и это заостряет вопрос о качестве информации, которой мировые лидеры руководствуются при принятии решений. Ведь от этого напрямую зависит, смогут ли они в момент кризиса избежать ошибок, ценой которых могут стать многочисленные человеческие жизни, а то и судьбы целых государств. Среди всех спецслужб мира самые оснащенные и богатые – американские, располагающие примерно таким же бюджетом, как весь военный бюджет России. Однако, несмотря на всю свою мощь, они тоже могут допускать и допускали такие ошибки, которые меняли ход истории целых регионов и приводили к войнам, которые унесли жизни сотен тысяч человек.

О двух широко известных ошибках спецслужб США рассказывается в книге профессора Колумбийского университета и одного из ведущих теоретиков международных отношений – Роберта Джервиса «Почему разведка терпит неудачу», изданной в Москве Центром анализа стратегий и технологий. В ней идет речь о двух проведенных Джервисом расследованиях-эпикризах – в этих случаях вместо традиционных внутренних разборок, проводимых с целью назначения стрелочников, руководство ЦРУ (достаточно обоснованно) решило пригласить не вовлеченного в аппаратные игры специалиста. В 1979 г. Джервис – тогда сравнительно молодой эксперт по международной политике – разложил по полочкам причины, по которым разведсообщество США проглядело иранскую революцию. В начале нового тысячелетия уже маститый ученый разобрал по косточкам выводы разведслужб о программе создания оружия массового уничтожения Саддама Хусейна, ставшие поводом для вторжения США в Ирак и многолетней герилье, породившей монструозное ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Джервис был многолетним консультантом ЦРУ, но, как он замечает, хотя его рекомендации по улучшению работы спецслужб и были оценены руководством ЦРУ положительно, дальнейшая их судьба ему не известна.

США располагали в Иране десятками тысяч своих специалистов в самых разных областях. Контакты с иранскими органами власти были тесными, а американскую академическую науку, изучавшую Иран, никак не назовешь отсталой. И тем не менее, поскольку фокус американских усилий был сосредоточен на противодействии СССР и иранским коммунистам (как союзникам СССР), ресурсы, необходимые для отслеживания внутренней динамики в Иране, были очень скудными, угроза со стороны шиитского духовенства не осознавалась и даже намерения шаха не были правильно поняты.

В результате Иран стал одним из главных противников США и остается им на протяжении уже 40 лет. Джервис подчеркивает, что предсказание революций – задача, по уровню сложности схожая с предсказанием землетрясений, и она до сих пор не решена ни социальными науками, ни органами разведки. Понять, откуда революция придет и, главное, когда революционный порыв переходит невидимую черту, после которой слом старого порядка неизбежен, заранее очень трудно. Поэтому ошибки ЦРУ в Иране не являются доказательством какой-то неисправимой косности американской разведки, к уровню которой Джервис относится с уважением.

Прокол в Иране, в общем, объясним и объективен. Хуже была ошибка в Ираке, где американская разведка также располагала огромными возможностями. Однако донести должным образом до политического начальства информацию от надежных источников о том, что программа производства оружия массового уничтожения действительно свернута, она не смогла. Или не захотела. И тут речь идет не только о желании предоставить политически востребованную администрацией Джорджа Буша информацию, чтобы оправдать ее желание начать войну. Сама постановка задачи поиска следов оружия массового уничтожения решалась схематично, не учитывала в должной мере иракской специфики и велась людьми, часто слабо разбиравшимися в том, что не касалось самого этого оружия. Идеологическая сверхзадача (найти оружие массового поражения любой ценой) взяла верх над профессиональным анализом.

Сегодня американские спецслужбы, по всем признакам, оказались тесно вовлечены в борьбу с бывшим президентом США Дональдом Трампом, отношения с которым у них так и не сложились. Риск политического преувеличения – на сей раз раздувания «русской угрозы» – подтверждает злободневность книги профессора Джервиса. Нет сомнений, что ЦРУ, другие американские спецслужбы и их европейские – в том числе итальянские – коллеги располагают первоклассной информацией и по России, но будут ли они способны адекватно оценить ее и правильно представить политикам? Или будут просто искать «русский след», как это уже случилось в Италии? Тогда история повторится – как в случае с Ираком, идеология подавит анализ.