Новый бизнес предпочитает традиционные ниши

Большинство предпринимателей обрекают себя на жесткую конкуренцию

Эксперты компании «Деловая среда», входящей в экосистему «Сбера», проанализировали 100 000 из зарегистрированных в 2020 г. ИП и ООО и обобщили предпринимательские предпочтения новых участников рынка. Вновь созданные ИП чаще всего связаны с розничной торговлей едой и напитками (2,8%), строительством (2,4%), электронной коммерцией (2,2%). Предприниматели, выбравшие форму ООО, чаще начинали бизнес такси (5,8%), грузоперевозок (5,5%) и строительства зданий (2,5%).

Тут впору бы расстроиться: малый и средний бизнес концентрируется в отраслях с высокой конкуренцией, низким уровнем инноваций, потребностью в низкоквалифицированном и низкооплачиваемом персонале. Однако схожие расклады по предпочтениям предпринимателей отмечаются и в других странах.

Так, в США, по данным IBISWorld, в число пяти отраслей с наибольшим количеством субъектов входят управление недвижимостью, такси, салоны красоты, клининговые услуги, деятельность в сфере искусства. В Великобритании, по данным Department for Business, Energy & Industrial Strategy, в сегменте малого и среднего бизнеса чаще всего представлены строительство, профессиональные и технические услуги, оптовая и розничная торговля, административные услуги. Таким образом, консервативность при выборе ниши российскими предпринимателями не стоит оценивать негативно – это общая практика.

Сама по себе подобная активность при прочих равных условиях свидетельствует о похвальной готовности людей пробовать себя в бизнесе. Однако предпринимательский раж снижается, о чем свидетельствуют данные ФНС России: число зарегистрированных предприятий и предпринимателей сокращается. Если в 2016 г. было зарегистрировано 495 000 юрлиц и 705 000 ИП, то в 2020 г. – 233 000 юрлиц и 621 000 ИП.

Проблема также в том, что, думая о большей надежности бизнеса в крупных нишах, будущие предприниматели часто ошибаются, не учитывая того, что эти ниши предъявляют и большие требования к новым игрокам. Здесь важен масштаб и наличие ресурсов, которых у малых и средних предприятий просто нет. Поэтому большинство новых строительных или транспортных фирм обречены на существование в режиме постоянного выживания.

В России уже, наверное, нет ниш, где наблюдается дефицит товаров или услуг, однако сегментов, где все еще есть дефицит клиентской ценности (преданности клиента товару или услуге от конкретного поставщика), достаточно. И шанс выжить в «надежных» отраслях перевозок или мелкой розничной торговли есть только у тех, кто сможет найти эту уникальную ценность для определенного клиента или свою локальную инновацию, которая поможет занять собственную позицию – небольшую, но прочную. Найти такую ценность невероятно сложно. Это подобно научному открытию.