Малый и средний бизнес хочет на биржу

Что его сдерживает и какой потенциал роста

Малый и средний бизнес традиционно испытывает проблемы с привлечением финансирования. Сказываются высокие риски, неважная статистика по обслуживанию долгов и просрочке, плохая отчетность, непрозрачность – список того, что мешает предпринимателям привлекать внешнее фондирование, можно долго продолжать. Свежий отчет Национального рейтингового агентства (НРА) свидетельствует: портфель кредитов малому и среднему бизнесу превысил 5,9 трлн руб., тогда как в секторе роста и секторе риска на Мосбирже бондов в обращении – только на 30 млрд руб., т. е. почти в 200 раз меньше. Объем выпусков облигаций МСП не дотягивает до 1% от общего размера корпоративного облигационного долга российских эмитентов. Это крайне мало.

Почему так важно, чтобы средний бизнес выходил на биржу? Во-первых, для формирования класса публичных компаний, которые играют роль ориентиров. Нам нужны примеры растущих брендов, которые становятся историями успеха не только на своих рынках, но и как объекты инвестиций. Во-вторых, важно, конечно же, удлинение сроков финансирования, о чем бизнес мечтает очень давно и что фактически доступно только очень крупным компаниям. Средний срок банковского кредита МСП – 2–3 квартала, тогда как средний срок обращения облигаций сектора роста, например, – почти четыре года.

Однако слишком быстрое увеличение числа эмитентов из среды среднего, а тем более малого бизнеса продуцировало серьезное повышение рисков рынка. Инвесторы и сейчас оценивают риски МСП как очень высокие: доходности бумаг этих эмитентов в 1,5–2 раза выше, чем ставки по бондам корпоративного сегмента в целом. Этим озабочен и регулятор, который объявил о возможном внедрении требований обязательного наличия кредитного рейтинга определенного уровня для облигаций, чтобы в такие бумаги могли вкладываться неквалифицированные инвесторы. Очень важно не переусердствовать – кредитный рейтинг необходим, но слишком высокий уровень отсечения может похоронить перспективы сектора роста и сектора риска, фактически обнулив и ликвидность вторичного рынка таких бумаг.

Прогнозы роста числа эмитентов и объема выпусков, которые дают Банк России и рейтинговые агентства, предполагают уверенный, но не чрезмерно быстрый рост. По оценке НРА, в 2021 г. объем новых размещений может составить около 6 млрд руб., в 2022 г. – 7 млрд руб., еще через год – 9 млрд руб. Это хороший сценарий, но есть нюанс. Треть бумаг сектора роста и сектора риска – это эмитенты финансового рынка, в том числе лизинговые компании. Еще 17% – девелопмент и сектор недвижимости, 11% – торговля. А где же телекоммуникации, IT, новые производства? Их доля в сумме не превышает пятую часть выпусков бумаг МСП, да и то с определенной натяжкой. Это и есть главная проблема и одновременно главный потенциал для рынка облигаций среднего бизнеса.