Реклама впервые принесла «Яндексу» меньше половины выручки

В I квартале 2021 года доля нерекламного бизнеса в доходах компании составила 51%

Как следует из опубликованной 28 апреля отчетности «Яндекса», по итогам I квартала 2021 г. доля нерекламных доходов в выручке компании впервые превысила поступления от рекламы. Из общей квартальной выручки в 73,1 млрд руб. (+39% г/г) на нерекламные деньги пришлось 37,2 млрд руб., или 51%.

Самым доходным из нерекламных направлений бизнеса «Яндекса» в I квартале 2021 г. стал сегмент такси (в него включаются также доходы от сервисов «Яндекс.Еда» и «Яндекс.Лавка» и каршеринга). Выручка сегмента выросла на 89% до 26,6 млрд руб., что составляет около 36,4% от общего дохода. Одновременно оборот «Яндекса» в сфере e-commerce вырос на 186% до 24,7 млрд руб. Рост выручки от продажи товаров, говорится в отчете, обусловлен прежде всего консолидацией «Яндекс.Маркета», которая произошла в 2020 г. после развода «Яндекса» со «Сбером». По той же причине чистая прибыль «Яндекса» упала: за I квартал она снизилась на 43% и составила 2,2 млрд руб.

Изменения, происходящие в структуре доходов «Яндекса», наглядно иллюстрируют изменившийся характер бизнеса компании: активное расширение ее экосистемы за счет быстро растущих сегментов закономерно приводит к тому, что их влияние на выручку компании становится все более и более заметным. Это, кстати, отличает «Яндекс» от Google, бизнес которого не столь диверсифицирован. В отчетности Alphabet, материнской компании Google, за I квартал 2021 г. говорится, что 81% выручки ей по-прежнему приносит онлайн-реклама. Общая рекламная выручка Google (реклама в поиске, на YouTube и в рекламной сети) выросла на 32% до $44,7 млрд. Другой источник доходов Alphabet – облачный сервис Google смог увеличить выручку почти в 1,5 раза, но существенного вклада в общий результат не внес: в I квартале этот сервис получил только $4 млрд дохода. Разработки беспилотных технологий для транспорта (автомобили и летательные аппараты) пока приносят Alphabet лишь около $200 млн. И все эти подразделения остаются убыточными: и у облачного сервиса, и у беспилотных технологий примерно по $1 млрд убытков.

Стратегия «Яндекса» подразумевает приоритетное развитие в нишах с наибольшим потенциалом роста в ближайшие годы – в потребительских онлайн-сервисах и продаже пользовательских устройств (IoT), указывает старший аналитик Альфа-банка Анна Курбатова. Доля рекламных доходов в выручке «Яндекса» продолжит снижаться, прогнозирует она. Сокращение доли рекламы в выручке «Яндекса» – следствие взятого компанией курса на строительство экосистемы, соглашается начальник отдела департамента анализа акций инвесткомпании «Атон» Виктор Дима. «Сильные поисковые технологии стали основной бизнеса и для «Яндекса», и для Google, но сейчас каждая компания идет своим путем, – рассуждает он. – Google продолжает делать ставку на развитие поисковых технологий, работу с данными пользователей и цифровую рекламу. Но в России рост интернет-рекламы замедляется, и для поддержания прежней динамики выручки «Яндекс» развивает экосистемные сервисы, в первую очередь такси и аренду автомобилей, а также e-commerce и медиасервисы».

По оценке АКАР, в 2020 г. сегмент интернет-рекламы вырос на 4% до 253 млрд руб. Для сравнения: в 2017–2019 гг. он рос на 20–22% ежегодно, а 10 лет – на 50% и более в год. В то же время, по оценке J’sons Partners, количество подписчиков на экосистемные сервисы в России выросло с 1% от населения страны в 2018 г. до 11% в 2020–2021 гг. В 2024 г. этот показатель увеличится до 15%.