Бензин в состоянии изумления

Зачем российские власти пытаются регулировать цены

Правительство готовится ограничить вывоз бензина за рубеж. Мера вызвана ускоренным ростом цен на топливо на внутреннем рынке: с начала года бензин подорожал на 4%, вплотную приблизившись к прогнозному уровню инфляции в 4,3%. Дальнейший рост стоимости нефтепродуктов вызовет мультипликативный эффект: подорожают товары с весомой топливной и транспортной составляющей, что еще больше подстегнет рост цен в стране – а это в год выборов в Госдуму непозволительно. Проект постановления правительства, который дает право на три месяца останавливать экспортные поставки, могут принять уже в ближайшее время.

Интересно, что мера может быть одобрена через год после того, как правительство приняло ровно противоположное решение, запретив импорт нефтепродуктов в Россию: с мая по октябрь 2020 г. на фоне резкого падения стоимости нефти в России действовало эмбарго на поставки топлива в страну. Столь резкие изменения в практике госрегулирования, безусловно, не по нраву участникам рынка. Однако до сих пор возможность ограничения экспорта бензина рассматривалась ими скорее как элемент торга со стороны правительства – угроза запрета сама по себе должна сдерживать аппетиты торговцев топливом, не реализовываясь на практике. Но вероятные новые западные санкции в адрес России и возможность еще большего ослабления рубля заставляют правительство включать механизмы экстренного реагирования. Ведь девальвация рубля сделает поставки на экспорт приоритетными, что чревато возникновением дефицита на внутреннем рынке. В этом случае мягкое регулирование (так называемый демпферный механизм, основанный на практике индикативных цен) может не сработать. А значит, нужна регуляторная бита, какой должен стать временный запрет на экспорт.

К тому же такие действия вписываются в устойчивый тренд на ужесточение госуправления в ключевых сегментах рынка. В конце прошлого года парламент наделил правительство полномочиями устанавливать предельные цены на отдельные продовольственные товары. Но скоро стало понятно, что продуктами дело не ограничится. В начале апреля президент Владимир Путин обратил внимание на «существенный рост» цен на недвижимость, после чего проблему резкого подорожания квадратного метра тоже стало невозможно игнорировать. ФАС принялась искать картельный сговор среди поставщиков стройматериалов, а в правительстве был создан целый штаб по мониторингу цен на недвижимость, после чего застройщики всерьез заговорили о вероятности контроля за ценами.

Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Вместе с тем за любым вмешательством государства всегда маячит призрак дефицита. Частный производитель не будет выпускать товар с нулевой рентабельность или в убыток. Хотя, возможно, конечная цель тут иная: шокировать, дать встряску. Как отмечал еще Салтыков-Щедрин, «российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления».