Накопительное страхование жизни может не выжить

Борясь с обманом клиентов, ЦБ устанавливает невыполнимые требования к финансовым продуктам

18 мая Банк России обнародовал проект новых требований к полисам инвестиционного и накопительного страхования жизни (ИСЖ и НСЖ). В частности, среди требований появилось условие действия рисковой составляющей страхового продукта с момента уплаты первого взноса, а размер минимальной выплаты в случае смерти застрахованного установлен как двукратная сумма всей страховой премии. Сказано также, что страховой продукт не может меняться при изменении состояния здоровья клиента. А «период охлаждения» – время, в течение которого страхователь может передумать и расторгнуть договор, – увеличен до момента оплаты им третьего взноса. Кроме того, страховщики должны будут раскрывать данные по доходности продуктов и объяснять клиенту, что доходность в прошлом не гарантирует аналогичной доходности в будущем.

Стремление регулятора понятно: он стремится ограничить рамки условий договоров так, чтобы клиентов не могли вводить в заблуждение. Качество работы с клиентами в сегменте ИСЖ и правда одна из болезненных тем на финансовом рынке. Особенно когда речь идет о продажах полисов через банки – еще пару лет назад чуть ли не каждая вторая такая продажа проходила с серьезными нарушениями. Страхователь толком не понимал, что он покупает, и часто получал совершенно неквалифицированные комментарии менеджеров банков. А они были сверхмотивированы продать всем как можно больше этих продуктов.

Эта весьма неприятная практика привела к жестким действиям регулятора. Рынок ИСЖ сжался, зато продажи стали гораздо качественнее. И на первый план вышел другой продукт – НСЖ. В данном случае проблема введения в заблуждение клиента изначально практически отсутствует, тем не менее ЦБ решил ограничить возможности страховщиков и здесь. И явно перестарался: требование, в соответствии с которым страховая сумма по риску смерти должна вдвое превышать совокупную страховую премию, выглядит абсурдным. При нашей статистике смертности и уровне дожития такое накопительное страхование жизни становится просто невозможным – страховщики не будут предлагать этот продукт.

Регулятор всегда хотел развивать в России долгосрочное, массовое и недорогое страхование жизни. Без мисселинга и с широким набором страхового покрытия. Это и длинные деньги, и развитие медицинской инфраструктуры, и страховая защита даже для категорий людей высокого риска по здоровью. С новыми регулятивными требованиями есть очень высокий риск получить ровно обратный эффект: на рынке останутся краткосрочные договоры и вариативность рискового покрытия уменьшится. В результате даже люди среднего возраста зачастую не смогут купить НСЖ.

С мисселингом лучше все-таки бороться, регулируя каналы продаж, а не устанавливая заведомо неподъемные требования к самим финансовым продуктам.