Слияния в продуктовом ритейле усиливают роль государства в секторе

В текущей экономической ситуации это на руку правительству

Две крупные сделки по слиянию активов в продуктовом ритейле взбудоражили рынок: «Магнит» объявил о покупке сети «Дикси», а «Лента» заявила, что поглощает российское подразделение Billa, принадлежащее немецкой REWE Group. Консолидация в ритейле – процесс естественный, ведь в этом сегменте эффект масштаба проявляется особенно ярко: чем крупнее сеть, тем сильнее зависимость от нее производителей и тем, соответственно, больше скидки от поставщиков и маржа ритейлера. А в кризис консолидация и вовсе идет в ускоренном темпе, так что покупки-продажи продолжатся и впредь.

Тем более что российскому продуктовому ритейлу есть куда расти. Доля рынка по выручке X5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток» и др.) в 2020 г. составила 12,8%. Объединенный «Магнит» с «Дикси» вплотную приблизится по этому показателю к лидеру рынка. И все же российский продуктовый ритейл отстает от стран Запада, где уровень консолидации еще выше. Например, этот уровень во Франции в сети E.Leclerc – свыше 22% рынка, в Carrefour – свыше 20%. Более консолидированным в сравнении с российским является также продуктовый ритейл Великобритании, Германии и США.

Но в отличие от Европы и США в России более заметен тренд роста государственного участия. С 2018 г. крупнейшим совладельцем «Магнита» является ВТБ. Одновременно банк остается ключевым финансовым партнером сети: он выпускает дебетовые карты «Магнит», а также запустил платежный сервис с расширенным функционалом Magnit Pay. И «Магнит», и «Лента» заявили, что профинансируют сделки по поглощению конкурентов за счет собственных средств и неиспользованных остатков кредитных линий. При этом обе компании заимствуют в основном в государственных банках – в ВТБ и «Сбере».

Такой характер консолидации вполне может быть поддержан на высшем уровне. Регулирование цен в чувствительных секторах экономики, прежде всего в продовольственном сегменте, набирает силу. Еще в январе 2021 г. Счетная палата предупредила, что оборотной стороной сдерживания цен может стать дефицит продуктов, чего государство допустить не может. Контроль над розничными сетями дает правительству больше рычагов воздействия, чтобы избежать этого негативного сценария. Не ясно только, как ползучее огосударствление продуктового ритейла скажется на эффективности и качестве работы сетей.

Продуктовая розница не единственный, кстати, сектор, в котором государство активно наращивает свое присутствие. С переходом на эскроу-счета кратно выросла зависимость от банков и у застройщиков, и первую скрипку здесь тоже играют госбанки. Да и Дом.РФ, начинавший как чистый институт развития, не так давно запустил собственное девелоперское подразделение.