Больше IT для фермеров

Как ускорить цифровизацию сельского хозяйства

В России сегодня отсутствует комплексный подход к цифровизации АПК. Да, в животноводстве внедряется машинное зрение для учета поголовья скота, в растениеводстве – технологии для развития точного земледелия и мониторинга здоровья выращиваемых культур, в сфере сельхозтехники – беспилотные решения и IoT, а в ветеринарии – автоматизация услуг по удаленной диагностике животных. Но инновации в отрасли носят хаотичный характер, уровень проникновения и разъяснения конкретных выгод предлагаемых продуктов в среде конечных аграриев весьма поверхностный. По словам руководителя проекта по цифровизации АПК Центра технологического трансфера ВШЭ Сергея Косогора, средний балл цифровизации регионов на сегодняшний день – 6,4 из 10, при этом ниже среднего балла находится часть регионов, которая дает большую долю сельхозпродукции.

Мир электронной коммерции потребительского рынка показывает четкие направления для движения вперед и в сельском хозяйстве. Сегодня в отрасли уже успешно воспроизводится не только широко известная модель Amazon, но и другие модели, основанные исключительно на цифровых инструментах, как, например, канадский Shopify. Данный сервис демократизирует вход в e-com за счет предоставления пользователям простых и понятных инструментов электронной коммерции, с помощью которых каждый бренд может самостоятельно создать свой интернет-магазин. Проект не имеет складов, товарных запасов, собственной логистики, но обеспечивает цифровую инфраструктуру, предлагая реальным небольшим магазинам создавать свои виртуальные витрины. И рынок принял эту модель: в мае прошлого года Shopify обошла Royal Bank of Canada и с капитализацией $123 млрд заняла первую строчку списка самых дорогих национальных компаний.

Подобная практика Shopify уже адаптируется в сельском хозяйстве. По этому пути идет американская AgVend, которая в рамках единой цифровой инфраструктуры для розничной торговли предлагает своим пользователям, небольшим дистрибуторам и локальным ритейлерам, не только модуль электронной торговли, но и кредитные продукты, дополнительные агрономические и маркетинговые опции. По сути, AgVend реализует проект интегрированной платформы, которая позволяет выстроить кардинально иные отношения как с сельхозпроизводителями, так и с поставщиками и дистрибуторами товаров и услуг для агрорынка: более структурированные, прозрачные, а потому надежные при долгосрочном планировании.

Традиционные игроки также движутся по пути цифровой трансформации. Так, компания Nutrien, один из крупнейших мировых производителей удобрений, обладающая более чем 1500 розничными магазинами и параллельно занимающаяся дистрибуцией семян, СЗР и удобрений, с оборотом в $20 млрд является одним из лидеров цифровизации. Сейчас сама Nutrien реализует онлайн уже 80% своего оборота. Все это полностью оправдано с точки зрения капитализации бизнеса, который сегодня инвесторами воспринимается как исключительно цифровой, а мультипликаторы оценки Nutrien более чем в 4 раза опережают ближайших более традиционных конкурентов из мира удобрений.

Но, развивая только онлайн, сложно выстроить полномасштабный бизнес. Вот почему еще одна модель – это переход изначально цифровой системы в офлайн, обогащение своей бизнес-модели за счет омниканальности. Например, американская цифровая платформа Farmers Business Network с самого начала сделала ставку на отстройку от гигантов индустрии путем максимальной открытости и обмена данными онлайн. Если большие корпорации, по заверениям FBN, обманывают аграриев, предлагая им невыгодные условия на закупку базовых технологий, то сама платформа внутри своей экосистемы дала возможность всем фермерам открыто обмениваться данными между собой (от планов на посев до результата использования новых удобрений и технологий), торговать в онлайне произведенными товарами и отраслевыми услугами по цене, которая для каждого участника сделки будет оптимальна.

И сейчас FBN проделывает путь, обратный от того, что прошла Nutrien: от онлайна проект идет в офлайн. По всей стране у бренда разворачивается сеть ритейл-центров, где во всей полноте объединяются и усиливают друг друга виртуальный и живой форматы продаж.

Пример США характерный, так как представляет лидирующий рынок. Но не менее эффективные примеры мы можем найти на рынках многих стран – как развитых, так и развивающихся. По аналогичной схеме с экосистемами строят свой бизнес сразу несколько электронных агроплощадок не только в США, но и в Китае, Индии. Пристального наблюдения заслуживают такие проекты, как аргентинский Agrofy, бразильский Instaagro, британский YAGRO. Англичане, к слову, шли к успеху долго, поскольку победить консерватизм сложившихся правил агрорынка непросто. Но их выручило то, что на своей платформе в аналитику по ценам, которой самой по себе уже никого не увидишь, они добавили аналитику эффективности технологий, применяемых в АПК. То есть двинулись в сторону модели FBN, открыв пользователям доступ к новым качественным данным в обмен на предоставление своих.

И аграрий готов идти за подобной персонализацией. По данным McKinsey, фермеры в США все больше используют цифровые технологии и 50% опрошенных аграриев подтвердили свою готовность совершать покупки онлайн, но им нужно более качественное и персонализированное взаимодействие – не просто мониторинг предложений и цен с возможностью покупки онлайн, но и получение индивидуальной аналитики с траекторией успешного развития конкретного хозяйства до самого его последнего гектара и теплицы.

Учитывая мировой опыт, можно сказать, что и в России, и в СНГ подобные модели будут развиваться уже в ближайшем будущем и позитивно влиять на изменения рынка, обеспечивая более эффективную связь между сельскохозяйственными предприятиями. В конечном итоге это позволит повысить эффективность сельского хозяйства, высвободив драгоценное время от бюрократической волокиты и неэффективных процессов на борьбу за рост урожайности и качество производимой продукции.