Украинская карта в европейской игре

Какая связь между автобусной остановкой в графстве Кент и «Северным потоком – 2»

Два вроде бы никак не связанных друг с другом новостных сообщения в воскресенье взорвали российскую информационную ленту. 

BBC потрясла слушателей известием, что на автобусной остановке в Великобритании были найдены документы министерства обороны страны, из которых следовало, что заход британского эсминца в территориальные воды России (как считает Россия, или же Украины, как полагает Великобритания) был не случайным, а намеренным актом, нацеленным именно на агрессивный ответ российского ВМФ. И хотя в документах вояж эсминца Defender из Одессы в Батуми назван «невинным проходом через воды Украины», факт того, что возможная реакция России составителями документа принималась во внимание, покрова невинности эту акцию, без сомнения, лишает.

В тот же самый день американское агентство Bloomberg опубликовало заметку о готовящемся в июле 2021 г. визите германского канцлера Ангелы Меркель в Вашингтон. На этом саммите, как следует из сообщения агентства, стороны должны обсудить комплекс мер, направленных на защиту экономических интересов Украины после запуска «Северного потока – 2». Речь идет об инвестициях в строительство электростанций на Украине, развитие инфраструктуры поставок газа. Украине предполагается компенсировать убытки, обусловленные проведением второй ветки газопровода из России в Германию в обход Украины, Польши и стран Прибалтики.

Очевидно, что британская провокация готовилась именно в тот момент, когда на встрече глав Европейского союза обсуждался вопрос о возможности совместного саммита Россия – ЕС. Отчасти в силу неблагоприятного фона для принятия подобного предложения Франции и Германии не удалось добиться нужного им решения. Нужного, вероятно, и по причине необходимости для Европы выработать какую-то согласованную программу действий в отношении России, чтобы в том числе не оказаться невольной жертвой провокации со стороны тех сил, которые крайне недовольны «женевским курсом» и которым нужно, чтобы Евроатлантика и Россия находились в состоянии жесткой конфронтации. Таких сил немало, и в первую очередь это, разумеется, «новая Европа», надеющаяся на возвращение республиканцев в Белый дом, и Великобритания, явно стремящаяся стать неформальным лидером этой «новой Европы».

Фактически Германия взяла на себя миссию действовать от имени, хотя и не по поручению, всей Европы, представляя ее интересы в Вашингтоне, который сегодня максимально тепло расположен именно к Германии. И тут все упирается в правовую неразрешенность крымского вопроса. Европейцам необходимо как-то выйти из неудобного положения, в которое они сами себя загнали слишком снисходительным отношением к государственному перевороту у границ России. Европе нужен какой-то единый курс в отношении России, и для всех сторон конфликта сегодня было бы оптимально, чтобы этот курс в максимальной степени учитывал реалии сложившейся ситуации, а не вытекал из предвзятых идеологических установок. При том что за каждой из таких установок есть определенные материальные расчеты, не всегда бескорыстные.

Россия была бы заинтересована, чтобы украинская карта сегодня в Европе разыгрывалась именно Германией. Но для этого, конечно, нужно, чтобы Берлин сохранял расположение Вашингтона, что возможно только до момента появления в Белом доме президента-республиканца.