Байден собирает «крестовый поход» на Азию

Россию тоже позвали: она выходит из обороны и снова обретает статус полноценной державы

В последнее время руководство России предъявило миру несколько основополагающих «трендовых» нарративов, из которых вырисовываются контуры новой внешней политики нашей страны. Последней по времени стала статья главы МИД РФ Сергея Лаврова «О праве, правах и правилах», опубликованная 28 июня. Что просматривается в опубликованных программных текстах?

Прежде чем прямо ответить на этот вопрос, бросим взгляд на общую ситуацию на сцене. Глобальная арена международных отношений напоминает голливудский фильм в жанре постапокалипсиса. Миропорядок (т. е. «глобализация по-американски») рухнул и лежит в руинах. Вокруг самых крупных, некогда монументальных, а ныне полуобвалившихся зданий (вроде ООН, ОБСЕ, ВТО, ВЭФ и др.) толпятся растерянные страны и теплится некое подобие прежней жизни, но все больше по инерции. Самые крупные державы ведут эгоистическую борьбу за односторонние преимущества с целью закрепления защитных рубежей и сдерживания конкурентов.

Эта обстановка, как ни странно, благоприятствует попытке России решительно изменить в свою пользу статус, вес и влияние в контексте европейской, евразийской и глобальной геополитики. Президент США Джо Байден и его представители второй месяц объезжают страны мира под лозунгом «Америка вернулась». У Кремля, в свою очередь, есть основания заявить (хоть и с некоторыми оговорками): «Россия вернулась». Наша страна, выходя из положения региональной державы, сводящей концы с концами в окружении и обороне, снова обретает статус полноценной державы, глобального центра силы.

Возвращению России сильно помогает происходящий на наших глазах тектонический сдвиг. Соединенным Штатам уже не по силам бремя единственной сверхдержавы, несущей опоры миропорядка. Эта роль отыграна полностью и оставлена в прошлом. США готовы взять на себя посильную роль – вновь стать «всего лишь» предводителем «коллективного Запада» и шире – главой всемирной «коалиции демократий». Они создают и обустраивают свой лагерь с целью коллективного похода в Азию.

Почему Азия? Уже понятно, что именно там в XXI в. будет главная арена экономической активности, на фоне которой в роли восходящего претендента на мировое лидерство утвердится Китай. Сломать этот тренд к новой биполярности США уже не могут, время для этого они безвозвратно упустили. Но еще можно попытаться замедлить процесс воцарения Китая, ограничить распространение его влияния, не допустить тиражирования подобных Китаю «автократических режимов», очертить контролируемый США ареал либеральных демократий.

Ради всего этого США и начали свой эпохальный «крестовый поход в Азию». Для успеха своего похода им нужно единение союзников, а также крайне важен надежный и относительно спокойный тыл в Европе – без сюрпризов и осложнений. Чтобы не метаться между двумя фронтами, нужны стабильность и предсказуемость.

В июне 2021 г. президент Байден провел свое тщательно подготовленное европейское турне с целью объединить Европу и воссоединиться с ней и чтобы подготовить континент к «тыловому существованию» и перенесению союзнических усилий в Азию. Кульминацией поездки стал саммит с президентом РФ Владимиром Путиным в Женеве. России было предложено перейти от гибридной войны без правил (слишком затратной и рискованной) к управляемой конкуренции с набором согласованных правил, запретов и «красных линий». Неудача саммита могла обрушить всю грандиозную затею Вашингтона. Но Владимир Путин принял приглашение и вошел в большой стратегический диалог с Джозефом Байденом как полпредом всей Евроатлантики.

Теперь все зависит от эффективности и результативности «женевского» большого диалога. А уверенности в его успехе пока никакой. В самих США и в Европе поднимается волна сопротивления курсу администрации Байдена на деэскалацию и относительную нормализацию отношений с Россией. Против него все громче выступают те политические силы, государственные деятели, СМИ и даже целые страны, которые давно сделали ставку на крайние формы конфронтации с Россией. Эта пестрая коалиция настроена на гибридную войну без компромиссов, вплоть до изменения поведения Москвы, желательно с переменой политического режима.

Статья Сергея Лаврова адресуется к европейской коалиции гибридной войны с посланием о полной безнадежности ее амбиций и усилий. А также к сторонникам «стабильности и выборочного сотрудничества» в администрации Байдена – с призывом не отступать от достигнутого в Женеве. Для этого нужно завершить начатое. Изменить стиль двустороннего диалога – общаться без поучений, ультиматумов и «наказаний за непослушание», только в равных статусах. Скорректировать содержание диалога: меньше ритуальных бесед о правах человека и различных меньшинств (для этого есть иные каналы и институты), больше практических договоренностей по повестке широко понимаемой стратегической стабильности.

Есть все признаки того, что Америка, а за ней и старая фундаментальная Европа сейчас, как никогда, готовы перейти к диалогу с новой Россией на основе баланса взаимно признаваемых интересов. В свою очередь Москва все настойчивее предлагает ориентиры для такой совместной работы. В частности, перспективно выглядят предложения Владимира Путина к европейцам вернуться к обсуждению «всеобъемлющего партнерства» и к эпохальной задаче по созданию пространства безопасности и сотрудничества от Атлантики до Тихого океана.

Грандиозность задачи и связанные с ней очевидные трудности не должны ни пугать, ни расхолаживать. Само движение по этому пути создаст для нашей страны огромные дополнительные возможности для всестороннего развития. Упорство вознаграждается.