Мятеж соцсетей, или Поминки по Просвещению

Конфликт между Байденом и Facebook кажется разрушением сложившейся политической коалиции, которая образовалась во время президентской избирательной кампании

16 июля 2021 г., спустившись из своего вертолета на вашингтонскую поляну, президент США Джо Байден предстал перед телекамерой и неожиданно резко высказался по поводу социальных сетей, распространяющих лживую информацию по поводу пандемии и средств борьбы против нее и тем самым препятствующих процессу вакцинирования граждан страны. 

Пандемия сейчас уносит жизни только невакцинированных американцев, сказал президент США, и поэтому те сетевые платформы, что дозволяют публиковать у себя ложь, тем самым «убивают людей». Слово «убивают», как мы знаем, часто встречается в дискурсе президента, и его можно было бы списать на риторику. Но после президента решимость администрации навести порядок в соцсетях, и в первую очередь в Facebook, подтвердила пресс-секретарь Джен Псаки, выразившая озабоченность по поводу распространения лживых сообщений о вакцине. 

Любопытно, что и руководитель администрации Рон Клайн, которого до сих пор было принято считать лоббистом интересов Большой цифры в нынешнем Белом доме, подтвердил наличие у команды Байдена серьезных и, на взгляд Клайна, справедливых претензий к Facebook и Twitter за их неготовность осуществлять контроль над «антипрививочным контентом». Клайн сказал в интервью корреспонденту The New York Times, что практически все люди, отказавшиеся от вакцины в результате знакомства с такого рода вредной информацией, обнаружили ее именно в Facebook.

Некоторые руководители и спикеры технологического гиганта уже ответили довольно резко на выпады Байдена, заявив, что делают все от них зависящее для пропаганды вакцинирования, тогда как администрация просто ищет козла отпущения, чтобы свалить на него свои неудачи. Обещание Байдена добиться 70% вакцинации населения к 4 июля не реализовано, прививки получили пока чуть меньше 60% американцев.

Конфликт между Байденом и руководством Facebook кажется разрушением некоей явно сложившейся политической коалиции, которая образовалась в 2020 г. во время президентской избирательной кампании. Тогда соцсети активно поддерживали Байдена в борьбе против Дональда Трампа, аккаунты которого в вышеупомянутых сетях были даже временно заблокированы после событий 6 января в Вашингтоне. По-видимому, в тот момент Марк Цукерберг и его коллеги решили, что если идти по этому пути дальше и блокировать аккаунты с неприятным для них контентом, то огромное число пользователей просто уйдет из Facebook или вообще из сетевого пространства, после чего социальные сети утратят положение интернет-монополистов. Байдена и его коллег, в этом конфликте выступающих довольно сплоченно, эти аргументы явно не убедили, и они продолжили свою компанию давления, пока чисто словесную.

Пандемия, конечно, дала почву огромную числу теорий заговора. У этих теорий есть один общий знаменатель – полное неверие в выводы официальной науки, их беспристрастность и объективность. Наверное, это можно обозначить термином, введенным британским политическим философом Джоном Греем в его популярной в 1990-е гг. книге, – «Поминки по Просвещению». Грей как будто и имел в виду нынешнюю ситуацию – отсутствие авторитетной научной инстанции, которая бы пользовалась доверием всех граждан. Трудно сказать, кто более виновен в смерти Просвещения – западный марксизм с его классовым подходом, правый популизм с его подозрительностью к элитам или же большие деньги, стоящие за «мозговыми центрами» и политтехнологическими компаниями. Люди и в самом деле утратили веру в объективность, а это значит, что они готовы верить самым экстравагантным объяснениям событий и, соответственно, распространять эти версии в своих личных блогах. 

Консерваторы, особенно те из них, кто не порвал с Трампом, в конфликте двух одинаково неприятных для них сил предсказуемо выбрали сторону соцсетей, поскольку им сегодня представляется наиболее страшной угрозой давление государства, которое хочет превратить Facebook в орудие цензуры. Само государство, подчиняясь первой поправке к американской Конституции, не может позволить себе препятствовать свободе информации и праву каждого на свободное высказывание. Но консервативные эксперты предполагают, что частные соцсети сделать это способны – примерно с тем же набором аргументов, с каким они блокировали аккаунты Трампа и членов секты QAnon в январе 2021 г. Тот факт, что соцсети не проявляют в этом деле особой активности, администрацию, как мы видим, не радует.

Вероятно, этот в общем-то семейный конфликт все-таки будет преодолен, но он сам по себе, конечно, стал свидетельством очень серьезной обеспокоенности демократического истеблишмента, причем отнюдь не только темпами вакцинации. Низовое трампистское сопротивление демократам усиливается, а его главным месседжем стал тезис об украденной в 2020 г. победе президента-республиканца. Байден и члены его команды фактически призывают соцсети отбросить призрачную нейтральность и мобилизовать силы для отпора тому, что в России 1990-х принято было называть «непримиримой оппозицией». Эту мобилизацию лучше всего начать именно с тех сюжетов, отсутствие солидарности в которых грозит обществу катастрофой. 

Расчет администрации понятен, но, с другой стороны, цифровую диктатуру «во имя правды» расколотая Америка может и не выдержать. Тем более такой Америке будет очень сложно выступать лидером в борьбе против наступления авторитаризма. Любая претензия к любой стране будет наталкиваться на законную отповедь: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»