Новый истребитель ЛТС – главное авиационное событие года

Это вторая за 40 лет новая отечественная боевая авиационная платформа

Несмотря на все споры, презентацию нового однодвигательного истребителя ОКБ Сухого можно назвать авиационным событием года. Легкий тактический самолет (ЛТС) в российской документации – Cheсkmate («Шах и мат») в экспортном исполнении и Су-75 (решение об этом еще не принято) в случае закупок для ВКС России – стал сюрпризом. Информация о его разработке не была секретом – еще в 2017 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что соглашение с ОАЭ предусматривает разработку нового истребителя пятого поколения, но никто всерьез это заявление не воспринял. В публичной информации о госзакупках авиапромышленности аббревиатура ЛТС-М встречается с 2018 г., а в конце прошлого года РБК опубликовал и фото носа модельки нового самолета на столе вице-премьера Юрия Борисова.

Неожиданностью стала степень проработки проекта. Еще днем во вторник, до презентации, от серьезных людей приходилось слышать, что речь идет о макете. Но, по словам заместителя главного конструктора ЛТС Алексея Булатова, представленный образец предназначен для наземных испытаний систем самолета и он же станет первым летным экземпляром, а первый полет планируется совершить в 2023 г. Двухдвигательный Су-57 (Т-50) достиг аналогичной стадии примерно в 2008 г., спустя пять лет после начала официальной разработки. Довести работы до этого этапа – дорогостоящая задача, возможно, реальные затраты превысили 20 млрд руб., а скорее всего, значительно больше.

На внешний облик и на предполагаемые функции самолета, конечно, повлиял и американский однодвигательный истребитель пятого поколения F-35, и более ранние прототипы американских машин пятого поколения. Это неизбежно, поскольку законы физики не имеют границ, и более того – правильно. Но гораздо интереснее фраза главного конструктора машины Михаила Стрельца о том, что ЛТС «является первым российским самолетом, который был полностью просчитан цифровыми методами». Совсем недавно, в прошлом году, заместитель министра ВВС США по закупкам Уилл Ропер высказал мнение, что новое (можно назвать его шестым) поколение боевых самолетов будет разработано благодаря цифровому моделированию гораздо быстрее и дешевле, чем пятое поколение. Если программа разработки и закупок всего лишь одного F-35 стоит сотни миллиардов долларов и тянется третье десятилетие, то новые истребители будут создаваться в большом количестве типов и так же быстро, как реактивные истребители 50–60-х гг. Получается, ЛТС находится в этом аспекте в русле самых современных мировых тенденций.

Конечно, завершение работы над машиной может потребовать больше времени, чем заявленные 5–6 лет, и обойтись еще в миллиарды долларов, причем без госфинансирования не обойтись – и, видимо, не обходится и сейчас. Более того, проект может быть закрыт – всякое бывает. Но это не отменяет его значения. Достаточно сказать, что с начала 80-х гг., т. е. за 40 лет, это всего лишь вторая полностью новая боевая авиационная пилотируемая платформа после Су-57, который только начинает поступать в учебные центры ВКС. Различных макетов и моделек за эти 40 лет было представлено немало, один прототип – МиГ 1.44 – даже совершил два полета, но машин, имеющих перспективы серийного производства, было лишь две. Одно это говорит о том, какими сложными и дорогостоящими являются такие программы.