Удержится ли Байден?

Каковы шансы американского президента и перспективы его внешней политики

Заголовки американских газет сейчас заполнены критическими высказываниями в адрес президента. Нынешний политический кризис, вызванный падением Кабула, именуется в прессе «кризисом компетентности». Байдена упрекают даже не за решение о выводе американских войск из далекой азиатской страны, а за то, что он не предвидел возможных последствий этого вывода.

Среди нынешних критиков Байдена выделяются два лагеря. Прежде всего это республиканцы и трамписты, включая самого экс-президента. Байден пытается перевести стрелки на своего предшественника, упрекая его за договор с талибами от февраля 2020 г., согласно которому американцы обещали вывести войска за 18 месяцев. Байден мог похоронить эту сделку подобно тому, как Трамп похоронил ядерную сделку с Ираном, но он не стал этого делать. Теперь Трамп жестко критикует Байдена в том числе и за то, что он открыл Афганистан даже не талибам, а России и Китаю. Россия возвращается в Афганистан, утверждает Трамп, делая из этого парадоксальный вывод, что Америке придется рано или поздно вернуться в Афганистан.

Но Байдена сейчас критикуют не только его вечные противники. В рядах его нынешних оппонентов – всегда поддерживавшая его газета The Washington Post, и в том числе те колумнисты, кто известен своими хорошими связями с военными и разведывательным сообществом. Военная партия в лице руководителей Пентагона фактически поддержала демократов в остром конфликте с Трампом, отчаянно цеплявшимся за власть после поражения на выборах в ноябре 2020 г. Весьма вероятно, что военные не могли простить Трампу в том числе и его сделку с талибами, открывавшую им дорогу на Кабул. Теперь они и их союзники в прессе видят в Байдене своего рода продолжателя дела Трампа – как написал один журналист, сторонника курса America First lite, т. е. «Америка прежде всего» в облегченной версии.

В прессе, особенно консервативной, уже высказываются мнения о необходимости отставки Байдена, замены его хотя бы на Камалу Харрис, медицинского освидетельствования президента с целью, вероятно, признания его неспособным исполнять свои обязанности и ухода с должности согласно 25-й поправке к американской конституции.

В этой ситуации закономерно возникает вопрос: удержится ли Байден у власти и, если все-таки удержится, как может измениться внешняя политика США? 

Что касается первого вопроса, то здесь многое зависит от реального состояния здоровья Байдена. Ему 79 лет, и он, очевидно, находится не в лучшей физической форме. Резкий вал критики и демонстративный афганский провал способны, конечно, осложнить его состояние и ускорить процесс ухода с политической сцены. Тем не менее откровенных признаков старческой немощи он не выказывает, Рейган продолжал успешно президентствовать и в более тяжелом состоянии.

Рейтинги Байдена ослабли пока очень незначительно, 7% падения зафиксировал лишь близкий республиканцам Rasmussen, более мейнстримный Gallup даже фиксирует определенный рост в процентном отношении тех, кто одобряет действия администрации. Эти данные показывают, что избиратель доволен завершением 20-летней войны. Далеко не факт, что этот самый средний избиратель сегодня с пониманием относится к Трампу, который предрекает Америке возвращение в Афганистан.

Сейчас Байдену очень выгодно иметь такого противника, как Трамп – политического оппортуниста, готового ради власти подписаться под любым нужным лозунгом. Американский избиратель не любит людей, которые готовы изменить ему ради сговора с элитами. Трамп, очевидно, идет этим путем и как будто не сознает, что на этом пути он рано или поздно растеряет свой электоральный потенциал. А Байден его «подберет». Все три последних президента обещали раз и навсегда покончить с «вечными войнами». Сделал это только Байден. Уверен, американские избиратели, в отличие от американской элиты, это оценили и в 2022 г., когда состоятся выборы в палату представителей, они об этом обязательно вспомнят. Показательно, что Байдена почти совсем не критикуют сегодня левые, которые, конечно, могли бы возмутиться утверждением в Кабуле мусульманских «женофобов». Левое крыло сегодня, скорее, поддерживает президента, равно как и убежденные антиинтервенционисты из консервативного лагеря.

Теперь о том, какую Байден будет проводить политику: увы, едва ли она будет демонстративно пророссийской. Возобновление санкционной политики говорит само за себя. Россия, конечно, была бы заинтересована в том, чтобы уход американцев из Афганистана произошел менее скандально и менее шумно. Байден имеет мало рычагов воздействия на Россию, но в прессе уже раздаются голоса о том, что ему следует повернуться лицом к Китаю – скажем, присоединиться к его требованиям интернационализации северных морских путей. И в целом «униженный» Байден едва ли будет для России столь же удобным партнером, каким был Байден «торжествующий».