Битва за трубу: и в море, и в суде

Почему не стоит переживать из-за решения суда в Дюссельдорфе

Решение Высшего земельного суда в Дюссельдорфе не давать исключения «Северному потоку – 2» (СП-2) из Третьего энергопакета было весьма эмоционально встречено в российской прессе. Но оно было абсолютно ожидаемым. Власти Германии на самом деле сделали очень много для того, чтобы СП-2 был все же построен. Им пришлось выдержать серьезное политическое давление, и, несмотря на всю значимость трубы для немецкой экономики, решившей разом выйти из атомной и угольной генерации, игнорировать мнение США и их союзников они в полной мере не могли. Ожидать, что Германия пойдет на совсем жесткий конфликт с Вашингтоном, было бы слишком наивно.

Россия, если считать советское время, продает газ в Западную Европу уже более полувека (совсем скоро, 1 сентября, будет 53 года со времени начала поставок в Австрию, которая первой из западного лагеря получила наш газ). Все это время США отчаянно пытались сорвать подписание контрактов и стройку газопроводов.

Российский газ составлял и составляет конкуренцию американским энергоносителям – тогда углю, сегодня сжиженному газу. Поэтому сегодня Вашингтон также весьма зорко следит за трансатлантическими партнерами и старается диктовать им правила поведения на энергетическом рынке. Было понятно, что сопротивление СП-2 будет жестким, что Америка заставит лояльные страны ЕС вести отчаянное сражение с проектом. Причем не только в области санкций, но и в правовом поле. И началось это сражение не вчера.

Еще весной 2019 г. Еврокомиссия решила распространить правила Третьего энергопакета на морские газопроводы. Главный риск заключается в том, что Брюссель может ограничить объем прокачки по СП-2 половиной мощности. А за вторые 50% нам предстоит вести борьбу. И у России для этого есть возможности.

Если внимательно изучить Третий энергопакет, там есть возможность получить право на полную загрузку СП-2 безо всяких исключений. Нужно добиться для Nord Stream 2 AG статуса независимого оператора (independent transmission operator). «Газпром» тогда не должен вмешиваться в работу этой компании, сотрудники «Газпрома» не смогут работать и входить в ее органы. Все основные системы (прежде всего IT и бухгалтерия) должны быть разделены. Тарифы нужно будет согласовывать с германским регулятором. Второй способ – газовые аукционы. Nord Stream 2 AG будет продавать квоты на заполнение второй половины мощности на бирже. Понятно, что купить их сможет только «Газпром». Но это Третьим пакетом не запрещается.

Есть и более сильные аргументы, чем апелляции к правовым нормам. Главный аргумент – экономика. Обратите внимание на ситуацию с ценами летом 2021 г. на европейском газовом рынке. Исторические ценовые рекорды на бирже – свидетельство провала той модели, которую долгие годы имплементировали европейцы и на которую очень рассчитывали. Суть ее в переходе на краткосрочные отношения с поставщиками и покупку газа на биржах. Такая модель хороша для покупателя при постоянном гарантированном переизбытке газа. Стоило в 2021 г. сжиженному газу уйти на другие рынки (а биржевые отношения не дают гарантии поставок нужных объемов в пиковые периоды спроса), как на европейских хабах началось ценовое ралли. А ведь Европа уже более 10 лет ведет диверсификацию поставщиков и регулярно отчитывается об успехах.

Лето 2021 г. можно считать проваленным экзаменом. Цены стали падать только после того, как «Газпром» заявил о готовности прокачать 5,6 млрд куб. м газа по СП-2 до конца года.

Кроме невозможности сбалансировать европейский рынок газа без российских поставок не стоит забывать, что газ СП-2 нужен был не только для внутреннего потребления Германией. Она зарабатывала бы на его транспортировке. Значит, Германия продолжит быть союзником, пусть и аккуратным.

Нужно использовать климатическую риторику Европейского союза. Новая морская труба имеет гораздо меньшую эмиссию парниковых газов, чем газотранспортная система Украины со старыми компрессорными станциями. Брюсселю придется объяснить, почему он отчаянно защищает транзитную схему, разрушающую климатические цели ЕС.

Конечно, предстоит серьезная работа. Оказалось, что в современном мире нужно не только уметь строить сложные морские газопроводы, но и вести юридические и политические битвы за правила их использования. Что ж, пора к этому уже привыкнуть. Легко не будет – но вспомните, что еще год назад огромное число экспертов буквально клялись, ставя на кон свою репутацию, что СП-2 Россия никогда не построит своими силами. А ведь это все же удалось.